Одной из самых «засекреченных» экономических категорий является понятие коммерческой тайны.
По поводу нее разворачиваются настоящие шпионские войны, в которых конкуренты пытаются любыми способами выведать друг у друга интересующую их информацию.
Сегодня понятие коммерческой тайны имеет два наиболее подходящих определения.
Во-первых, это специальный режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю при существующих либо возможных обстоятельствах увеличить свои доходы, сохранить положение на товарном или ином рынке, избежать чрезмерных издержек, получить иную коммерческую выгоду.
Во-вторых, это сама информация, составляющая коммерческую тайну.
А именно: технологическая, научно-техническая, финансово-экономическая, производственная, иная информация, в том числе составляющая ноу-хау (секреты производства), если она имеет действительную (потенциальную) коммерческую ценность в виду неизвестности ее третьим лицам.
При этом к таким данным на законном основании нет свободного доступа и в отношении них обладателем подобных сведений введен специальный режим коммерческой тайны.
Обладатель «секретной» информации вправе отнести ее к категории коммерческой тайны, если такие сведения отвечают вышеуказанным критериям и при этом не входят в перечень информации, которая в соответствии с законом не может являться коммерческой тайной.
Чтобы данные получили статус коммерческой тайны, их обладатель должен соблюсти установленные процедуры (нанесение грифа секретности, составление перечня, и т.д.).
После получения официального статуса коммерческой тайны сведения, данные, информация начинают охраняться законом.
Правовое понятие коммерческой тайны предусматривает также и соответствующую юридическую ответственность за незаконные действия с засекреченной информацией.
Так, за разглашение (умышленное, неосторожное), незаконное использование сведений, данных, составляющих коммерческую тайну, предусмотрены следующие виды ответственности — гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и даже уголовная.
Чтобы коммерческая тайна не стала достоянием общественности и конкурентов, ее надлежит специальным образом хранить.
Если данные о ней содержатся на каких-либо материальных носителях (съемных источниках памяти, документах, образцах и т.д.), то эти предметы, документация должны храниться в оборудованных средствами от взлома и пожаров сейфах либо в хранилищах (с подключением к сигнализационной, внешней охранной системе).
Кром того, понятие коммерческая тайна требует и определенных организационных мер: необходимо проводить служебные проверки и осторожно отбирать новых сотрудников, чтобы предотвратить попадание в ваш стан вражеских лазутчиков.
Иногда под видом соискателя работы может приходить «троянский конь», «засланный казак», шпион или агент ваших конкурентов.
Чтобы избежать таких ситуаций, нужно иметь в штате специальную службу, занимающуюся проверками, наведением справок в отношении конкретных лиц.
Только совокупность организационных мер поможет сохранить вашу коммерческую тайну от утечки и защитить ее от посягательств недобросовестных бизнесменов.
Такая категория как понятие коммерческая тайна, несмотря на защиту ее законом, все же постоянно претерпевает нашествия конкурентных полчищ.
А все потому, что некоторые предприниматели используют в бизнесе только неджентльменские способы конкурентной борьбы. Поэтому сохранность коммерческой тайны находится полностью в руках самих ее обладателей.