В современном бизнесе можно проследить такую взаимодействующую систему как: менеджер и информация. Две эти категории незаменимы для предпринимательства, так как без них здесь невозможен ни один процесс.
Взаимодействие менеджера с информацией заключаются в поиске, сборе, обработке, распространении информации, формировании организационного ресурса, обеспечении доступа к нему персонала.
Кроме того, он должен обеспечить сохранность и конфиденциальность информации, профилактику утечки секретных сведений.
В целом же менеджер и информация имеют следующие точки соприкосновения:
- формирование системы собственных, личных и профессиональных знаний, навыков, сведений, данных, полученных из общего потока информации;
- работа с информацией, здесь большое значение имеет скорость обработки информации, ее поиска.
Умение ориентироваться в большом количестве разнообразных сведений, выбирать нужные, связывать факты в единую картину, находить причины и следствие, своевременно и адекватно реагировать на поступающую информацию;
- информационные технологии (владение ими, практическое применение);
- информационный анализ (аналитико-синтетическая обработка данных);
- систематизация, документальное оформление полученных сведений, архивация.
В современном обществе менеджер в обязательном порядке должен владеть информационными технологиями и уметь правильно, грамотно обращаться с данными, что предполагает:
- знание правил использования информации,
- ориентирование в источниках;
- последовательность, систематичность обработки информации;
- избирательность, умение выбирать определенные данные из большого объема сведений;
- владение методами рационального восприятия сведений, которые обеспечивают ориентацию в потоке информации, глубокое понимание, усвоение полученных данных;
- умение практически применять почерпнутую информацию.
Вся система менеджер и информация может быть сгруппирована по следующим направлениям управленческой деятельности:
- коммуникация (обмен информацией на всех уровнях). Помимо устных докладов, информация может поступать из личных бесед, деловых переговоров, встреч, собеседований, кадровых манипуляций.
Консультаций и общения с клиентами, потребителями, сотрудниками, приказов, распоряжений вышестоящего руководства;
- коммерческая разведка (промышленный шпионаж) – сбор, анализ сведений относительно деятельности конкурентов.
Чаще всего подобная деятельность сводится к поиску, сбору, изучению открыто доступных материалов, и только в крайних случаях используются нелегальные приемы.
- распространение информации, в том числе рекламного характера. Подразделяется на внутреннюю, предназначенную для корпоративного использования; и внешнюю – для потребителей, клиентов, госучреждений, СМИ, конкурентов;
- постоянный контроль, мониторинг информации.
Оперирование в системе менеджер и информация облегчает следующее:
- ясность, краткость, недвусмысленность сведений;
- координация обработки данных;
- постоянный контроль их содержания, процессов приема/передачи.
Для полного контакта категорий менеджер и информация необходимо, чтобы первый обладал рядом личностных качеств: познавательными, аналитическими, целеполагающими, прогнозными, коммуникативными способностями, рационализмом, логичностью мышления, хорошей концентрацией внимания, тренированной памятью.
Иными словами, чтобы менеджер и информация в бизнесе эффективно сосуществовали, управленец любого уровня должен уметь правильно собирать и использовать сведения.