Нравственные нормы и принципы морали, регулирующие бизнес-поведение и предпринимательские отношения, выполняют определенные социальные функции.
Бизнес, как неотъемлемая часть современного общества, должен соблюдать не только установленные государством правовые нормы, но и существующие в социуме иные правила поведения.
К функциям социального воздействия на бизнес можно отнести:
- оценочную, дающую возможность анализировать, воспринимать в ракурсе соответствия нормам и принципам морали, правилам поведения, деловым обычаям, целям, задачам предпринимательства, ожиданиям государства;
- регулятивная, вытекающая из потребностей регулировать, координировать поведение, деяния (бездействие, действия) хозяйствующих субъектов в рыночных условиях в разнообразных формальных, неформальных ситуациях.
Потому что бизнесмены, предприниматели и юрлица должны органично вписываться в легальные рыночные отношения;
- организационная, служащая целям улучшения корпораций, фирм, требуя от их персонала творческого, креативного выполнения своих должностных обязанностей, профессионального долга;
- управляющая, выступающая средством управления, контроля поведения, действий сотрудников компаний в ходе бизнес-процессов в корпоративных интересах;
- мотивационная, являющаяся инструментом формирования профессионально одобряемых, социально обусловленных мотивов деятельности;
- координирующая, обеспечивающая взаимодействие, сотрудничество всего корпоративного штата, персонала. Основана на социальном доверии, ответственности;
- регламентирующая, направляющая, обуславливающая выбор целей, средств, методов в бизнесе;
- воспроизводственная, позволяющая воспроизводить, осуществлять действия персонала, их отношения с клиентами, конкурентами, партнерами, сотрудниками на основах норм и принципов морали;
- воспитательная, выступающая средством воспитания, корпоративного совершенствования личности, всего персонала, а социальных взаимоотношений с клиентами, партнерами, конкурентами;
- коммуникативная, служащая средством общения, обмена информацией между персоналом, с партнерами, клиентами, конкурентами;
- оптимизирующая, способствующая возрастанию эффективности, качества совместной деятельности, росту профессионального, социального статуса предпринимателя, бизнесмена, управленца, а также уровня норм и принципов морали в их коммерческих действиях, поступках;
- стабилизирующая, помогающая нормализовать корпоративные отношения, а также взаимодействие фирм с партнерами, клиентами, конкурентами;
- рационализирующая, облегчающая управленцам выбор целей, средств, методов воздействия, наиболее эффективных и одновременно приемлемых в ракурсе морали решений;
- превентивная — предохраняющая, профилактирующая поступки, действия, наносящие вред потребителю, клиенту, другому субъекту бизнеса, обществу;
- прогностическая, позволяющая прогнозировать поведение, действие компаний, их персонала на рынке, в бизнес-среде;
- компромиссная, допускающая нахождение общего решения, разрешение, устранение, сглаживание противоречий;
- информационная, приобщающая сотрудников фирм к системе корпоративных ценностей;
- социальная, способствующая созданию условий, факторов, благотворных для применения социальной ответственности.
Это только краткий перечень функций, которые нормы и принципы морали играют в современном бизнесе и соответственно в нынешнем обществе. Если бизнес хочет оставаться в границах цивилизованного поведения, то предприниматели должны соблюдать установленные окружающим обществом обязательные морально-нравственные правила.