Первоначальная история российского бизнеса, который получил право на развитие только после распада СССР, больше напоминает Чикаго 30-40-х — времен мафиозных разборок.
Поэтому деловая российская этика несколько запоздала со своим развитием.
В действительности российские предприниматели осознали необходимость культурного делового общения только сейчас.
Долгое время задачей номер один для бизнеса была защита от криминальных нападок (агрессии) конкурентов.
Рейдерские захваты существуют даже сегодня, но серьезные компании осознали бессмысленность подобного поведения в бизнес-среде.
Оно тормозит развитие российского предпринимательства и увеличивает и без того большой разрыв между нами и Западом.
Деловая этика представляет собой совокупность моральных норм, принципов предпринимательской деятельности.
Многие начинающие предприниматели, а также представители малого бизнеса полагают, что формирование деловой российской этики еще продолжается.
Это обусловлено наличием множества проблем, рисков и непредсказуемости, с которыми сталкиваются бизнесмены в России. Но ведь необходимо думать и о будущем бизнеса.
Уже сейчас западные и некоторые отечественные инвесторы не доверяют свои вложения российской экономике из-за ее неблагоприятного инвестиционного климата.
А причиной тому служит все то же нецивилизованное поведение многих российских бизнесменов, коррупция, взяточничество, бюрократизм.
Таким образом, деловая российская этика для современного этапа развития страны – основополагающие правила бизнеса, без наличия которых он останется проблемным, непредсказуемым, рисковым.
Поэтому необходимо коллективное осознание выгоды соблюдения основополагающих принципов деловой этики – порядочности, добросовестности, надежности, честности в деловых отношениях.
«Слово бизнесмена» должно ассоциироваться с абсолютной гарантией обязательств. Предприниматели России должны научиться вести доверительные отношения, создать такую бизнес-атмосферу, в которой было бы комфортно любым субъектам бизнеса, включая иностранных представителей.
Сегодня деловая российская этика необходима не только во внешних межсубъектных отношениях компаний, но и во внутренних корпоративных взаимоотношениях.
Корпоративная система включает: сотрудников и акционеров, управленцев и заинтересованных лиц, контрагентов, партнеров, посредников, представителей и конечных потребителей.
И контакты между всеми ее участниками должны проходить на основе общепринятых правил, этических норм.
Из-за негативного влияния советской эпохи предпринимательство в России долгое время было под запретом.
Но ведь когда-то деловая российская этика не просто существовала, но и находилась на высокоразвитом уровне.
Речь идет о периоде российского купечества. Мало, кто знает, но именно в России на 12 лет раньше, нежели в США, в 1912 году был принят первый этический кодекс делового сообщества. В него входили основополагающие принципы этических традиций российского предпринимательства того времени. Многие из них применимы и сегодня:
- необходимость целеустремленности;
- соразмерность расходов имеющимся средствам;
- верность своему слову;
- гуманизм и взаимное уважение;
- уважение (соблюдение) прав частной собственности;
- честность, добросовестность в деловых отношениях;
- уважение власти (ее представителей).
Иными словами, современная деловая российская этика может вполне вернуться к моральным (нравственным) традициям предпринимательства досоветского периода.