Одного менеджера от другого отличают в первую очередь стили управления персоналом.
Каждый управленец осуществляет менеджмент персонала согласно характерному ему стилю.
Стиль управления представляет собой систему методов, правил, используемых менеджером в процессе управления персоналом, когда преследуется достижение целей организации.
В зависимости от принципов руководства, менеджер может разработать индивидуальный стиль управления сотрудниками в своей деятельности, а затем корректировать его в исходя из практики и опираясь на теоретические знания.
Выделяется три базовых стиля управления персоналом. Каждый из них предполагает применение разнообразных методов, способов управления работниками.
Авторитарный стиль предполагает:
- жесткое единоличное управление компанией,
- формальное взаимоотношение с подчиненными,
- подавление всякой инициативы со стороны работников.
Демократический стиль характеризуется:
- наличием неформальных, дружеских отношений управленца с подчиненными,
- коллективным принятием решений.
Стиль «либеральный» подразумевает:
- минимальное вмешательство управленца в коллективную работу персонала. Это делает менеджера просто пассивно наблюдающим.
Все стили управления персоналом обладают своими преимуществами и недостатками. Выбор определенного стиля определяется:
- личными характеристиками руководителя;
- уровнем лояльности и профессионализма сотрудников;
- готовностью к сотрудничеству;
- конкретной ситуацией.
На практике же не всегда возможно использовать какой-то стиль управления в чистом виде. Нет и секретной формулы универсального стиля управления, подходящего на все случаи профессиональной жизни.
Используя какой-то стиль управления, через определенное время управленец заметит промахи в менеджменте персонала. Тогда ему придется подкорректировать используемые методы управления.
Существуют современные бизнес-инструменты, предоставляющие менеджерам компаний средства, посредством которых они могут реализовывать некоторые свои управленческие функции наиболее эффективно.
Сюда относятся: планирование коллективной работы персонала, учет, подбор сотрудников, информационное обеспечение, стимулирование, развитие, мотивация персонала.
Такими инструментами, например, являются компьютеризированные системы управления персоналом.
Для эффективного менеджмента компании руководитель не должен все время придерживаться однажды принятого стиля управления.
В бизнесе нужно быть максимально гибким, уметь применять комплексные меры, наиболее уместные в сложившихся условиях. В связи с этим, современные управленцы должны постоянно учиться, повышать свою квалификацию, получать нужные теоретические знания.
Все это необходимо, чтобы уметь четко определять, какие стили управления персоналом подойдут в конкретно взятой ситуации.
Причина необходимости грамотного выбора стиля управления в том, что, по большому счету, конкурентоспособность продукции, ее низкую себестоимость и высокое качество обеспечивает все-таки высокопроизводительный труд работников.
Организовать такой труд — вот первейшая задача всякого менеджера. Но для этого потребуется отыскать инструмент, позволяющий прочно соединить цели и результаты. Дабы на практике можно было реализовать мощную целеориентированную мотивацию активного труда сотрудников — как управленцев, так и рядовых работников.
Таким инструментом, включаемым в любые стили управления персоналом, должна выступать оценка труда, являющаяся, по мнению западных практиков, ученых, не дополнительной мерой, а базовым звеном менеджмента персонала.