Возрастные особенности учебной мотивации – жизнь научит

Еще наши далекие предки завещали нам учиться всю жизнь. Но всегда нужно учитывать возрастные особенности учебной мотивации, потому что в разные периоды жизни у людей могут быть различные мотивы для обучения.

Учиться никогда не поздно и не существует пределов человеческих познаний.

Даже дипломированные специалисты, люди, имеющие научные степени, звания, продолжают дальше обучаться.

А все потому, что жизнь не стоит на месте: ежедневно сокровищница мировых знаний обогащается новой информацией.

И если мы не будем постоянно пополнять собственную «базу данных», то в скором времени отстанем от реальности.

Отказывающихся воспринимать прогрессивные течения, новейшие научные, технические достижения, по меньшей мере, воспринимают как людей консервативных взглядов.

С одной стороны, это, безусловно, подстраховка от необдуманных поступков, рискованных мероприятий. Но с другой стороны, это тормозит и личностное, и общественное развитие.

Основные возрастные особенности учебной мотивации:

— ранний период – познавательный интерес, который подталкивает детей к изучению окружающего мира;

— школьный возраст – до подросткового возраста действует еще частично стремление к познанию мира через обучение, а с началом переходного периода дети начинают мыслить иначе, у них появляются иные жизненные ценности.

С этого момента включается социальная необходимость в получении среднего общего образования.

Причем здесь действует не столько самомотивация, сколько внешнее побуждение в лице родителей. Но есть и исключения;

— 16-21 год – получение специальности, определенных навыков, познаний, пригодных для трудовой деятельности, приобретение определенных навыков, знаний для подработки в период обучения;

— 21-30 – повышение социального статуса, получение престижной должности, высокооплачиваемой работы, прибавки к зарплате, дополнительного заработка, накопление средств для крупных покупок (автомобиля, недвижимости);

— 30-45 – повышение квалификации, нахождение серьезной постоянной работы (иной деятельности) с высоким доходом, карьерный рост, накопление средств для нужд семьи;

— 45-60 – удержание конкурентных трудовых позиций во избежание сокращения, заработок для достойной трудовой пенсии, участие в накопительной пенсионной программе;

— от 60 – если человек продолжает трудовую деятельность, то мотивацией в обучении будет повышение своей трудовой конкурентоспособности.

Ну а если кто-то вышел на заслуженную пенсию, то новые знания необходимы для духовной (интеллектуальной) целостности, соответствия мировоззрения реалиям времени.

У каждого человека могут быть индивидуальные возрастные особенности учебной мотивации, но в общем плане они сводятся к вышеперечисленным факторам.

Основным же критерием здесь выступают потребности людей различного возраста, для удовлетворения которых им необходимы новые знания, обучение.

Кроме того, возрастные особенности учебной мотивации зависят от некоторых факторов:

  • характера учебной деятельности, самооценки, самоконтроля, самодисциплины, взаимодействия с другими людьми;
  • смысла обучения (определяемого ценностными ориентациями, идеалами);
  • характера мотивов обучения;
  • зрелости поставленных целей;
  • особенностей эмоций, сопровождающих обучающий процесс.

Таким образом, при анализе мотивов обучения следует исходить из возрастных особенностей учебной мотивации, учитывая, что не сам по себе возраст, а тип обучения, возрастные закономерности осуществляемой учебной активной деятельности, социальных взаимодействий определяют мотивацию.



Комментарии (1)

  1. Наталья Кочеткова:

    В прошлом учитель математики, и знаю что с мотивацией учащихся у нас в школе не очень.

Комментировать