Еще наши далекие предки завещали нам учиться всю жизнь. Но всегда нужно учитывать возрастные особенности учебной мотивации, потому что в разные периоды жизни у людей могут быть различные мотивы для обучения.
Учиться никогда не поздно и не существует пределов человеческих познаний.
Даже дипломированные специалисты, люди, имеющие научные степени, звания, продолжают дальше обучаться.
А все потому, что жизнь не стоит на месте: ежедневно сокровищница мировых знаний обогащается новой информацией.
И если мы не будем постоянно пополнять собственную «базу данных», то в скором времени отстанем от реальности.
Отказывающихся воспринимать прогрессивные течения, новейшие научные, технические достижения, по меньшей мере, воспринимают как людей консервативных взглядов.
С одной стороны, это, безусловно, подстраховка от необдуманных поступков, рискованных мероприятий. Но с другой стороны, это тормозит и личностное, и общественное развитие.
Основные возрастные особенности учебной мотивации:
— ранний период – познавательный интерес, который подталкивает детей к изучению окружающего мира;
— школьный возраст – до подросткового возраста действует еще частично стремление к познанию мира через обучение, а с началом переходного периода дети начинают мыслить иначе, у них появляются иные жизненные ценности.
С этого момента включается социальная необходимость в получении среднего общего образования.
Причем здесь действует не столько самомотивация, сколько внешнее побуждение в лице родителей. Но есть и исключения;
— 16-21 год – получение специальности, определенных навыков, познаний, пригодных для трудовой деятельности, приобретение определенных навыков, знаний для подработки в период обучения;
— 21-30 – повышение социального статуса, получение престижной должности, высокооплачиваемой работы, прибавки к зарплате, дополнительного заработка, накопление средств для крупных покупок (автомобиля, недвижимости);
— 30-45 – повышение квалификации, нахождение серьезной постоянной работы (иной деятельности) с высоким доходом, карьерный рост, накопление средств для нужд семьи;
— 45-60 – удержание конкурентных трудовых позиций во избежание сокращения, заработок для достойной трудовой пенсии, участие в накопительной пенсионной программе;
— от 60 – если человек продолжает трудовую деятельность, то мотивацией в обучении будет повышение своей трудовой конкурентоспособности.
Ну а если кто-то вышел на заслуженную пенсию, то новые знания необходимы для духовной (интеллектуальной) целостности, соответствия мировоззрения реалиям времени.
У каждого человека могут быть индивидуальные возрастные особенности учебной мотивации, но в общем плане они сводятся к вышеперечисленным факторам.
Основным же критерием здесь выступают потребности людей различного возраста, для удовлетворения которых им необходимы новые знания, обучение.
Кроме того, возрастные особенности учебной мотивации зависят от некоторых факторов:
- характера учебной деятельности, самооценки, самоконтроля, самодисциплины, взаимодействия с другими людьми;
- смысла обучения (определяемого ценностными ориентациями, идеалами);
- характера мотивов обучения;
- зрелости поставленных целей;
- особенностей эмоций, сопровождающих обучающий процесс.
Таким образом, при анализе мотивов обучения следует исходить из возрастных особенностей учебной мотивации, учитывая, что не сам по себе возраст, а тип обучения, возрастные закономерности осуществляемой учебной активной деятельности, социальных взаимодействий определяют мотивацию.
В прошлом учитель математики, и знаю что с мотивацией учащихся у нас в школе не очень.