Определение, поиск, выявляющие целевые группы потребителей продукции, услуги — один из важнейших вопросов бизнеса, правильный ответ на который гарантирует успешность и прибыльность фирмы.
Если бизнесмен точно представляет, кто является потребителем его продукции, услуги, знает его характер, привычки, то особых проблем с подбором ассортимента, выбором стратегии развития компании не будет.
Но Россию, увы, аршином общим не измерить, поэтому здесь существуют несколько иные правила (вернее будет сказать: здесь не действуют общие правила).
В связи с чем, целевые группы потребителей определяются тут слишком абстрактно (широко, размыто) либо вообще крайне плохо определяются.
Такого понятия, как универсальный товар (продукция для всех), просто не может существовать, тем более в условиях постоянно возрастающей конкуренции.
Поэтому существует еще одна экономическая категория: сегментация рынка, позволяющая изначально ограничить пределы своей целевой группы потребителей.
Кроме того, нужно отслеживать постоянно малейшие колебания спроса, устанавливать их причину, менять в соответствии с этим политику продвижения, уточнять параметры целевой аудитории.
Результаты произведенного сегментирования позволяют выявить целевой сегмент рынка. Составляющие его потребители и будут целевой группой потребителей вашего товара.
Стоит отметить, что сегментированием для выявления конкретных лучше заниматься профессионалам. Управленец, владелец бизнеса на основе своих познаний о рынке может выдвинуть определенные гипотезы.
Подтвердить их посредством исследований могут специалисты отдела маркетинга или сторонние профильные агентства.
Потенциальные потребители любого товара различаются по стандартным (типичным) критериям: пол, возраст, географическое место проживания, доход, уклад жизни, уровень потребления, культура (субкультура).
По данным критериям общая потребительская аудитория делится на сегменты, называемые «целевые группы потребителей».
Для каждой целевой группы разрабатываются индивидуальные маркетинговые, рекламные программы (кампании). Информация же о потенциальных, прогнозируемых целевых сегментах собирается путем обзорных исследований рынка.
При разработке (выборе) стратегии сегментации используют два способа определения целевых групп потребителей: априорный и эмпирический.
Первый заключается в том, что сегментация проводится с учетом существующих обязательных различий: между молодыми и пожилыми, пассивными и активными, слабыми и сильными.
Здесь данные анализируются на основе одной переменной: сопоставляются покупатели-мужчины и покупатели-женщины; покупатели разных возрастных групп, разных городов проживания.
К априорным переменным относятся:
- возраст (люди разных возрастных групп отличаются по своим предпочтениям торговых марок конкретных категории продуктов);
- пол (мужчины и женщины по-разному часто воспринимают рекламную информацию. Женщины более проницательны в качестве покупателей, нежели мужчины. Поэтому реклама, производство, продвижение продукции должны учитывать различия в их специфике мышления);
- доход (люди с большим доходом менее чувствительны к ценам, покупают продукты высокого качества);
- географическое местоположение (этот показатель часто обеспечивает эффективную стратегию сегментации);
- потребление (универсальная переменная). Сегментация по ней может затрагивать все категории потребителей одновременно — активных, слабоактивных, средних;
- лояльность.
Если неверно определить целевые группы потребителей, это повлечет за собой провал продукта на рынке или значительное увеличение неоправданных издержек на создание и продвижение продукта.