Реклама относится к общественным явлениям, поэтому необходимо определить, какова социальная значимость рекламы.
Для определения данной категории, достаточно предварительно выделить социальные функции рекламы:
- функция прогрессивной направленности (реклама, безусловно, содействует общественному прогрессу, информируя человека о новых явлениях, новейших тенденциях, новинках промышленности, производства).
Кроме того, реклама подготавливает людей к предстоящим техническим изменениям.
Видя новинки техники по ТВ, в журналах, в Интернете, слыша о них по радио, человек тем самым подготавливается к их массовому распространению.
Люди из разных социальных слоев не чувствуют своей неосведомленности о товарных новинках именно благодаря рекламному информированию.
Ведь реклама оповещает одновременно абсолютно всех, тем самым предоставляя информационное равенство.
Что очень важно для демократического общества. В этом плане социальная значимость рекламы стоит в одном ряду с конституционном правом на равный доступ к информации;
- функция социализации (реклама способствует информированию людей о различных социальных, экономических и даже политических явлениях).
Рекламные ролики всегда адаптированы к действительности, поэтому человек на основе рекламы может делать выводы об определенных модных тенденциях, моделях поведения в обществе.
Создатели рекламы стараются делать их творения в рамках существующих социальных правил, норм.
Кроме того, они зачастую идеализируют мир, показывая, как должно выглядеть общество, приближенное к идеальному, поэтому можно сказать, что реклама также способствует гуманизации, идеализации социума;
- функция интеграции общества (реклама, транслируя определенные образы, формирует у людей, различных социальных групп, единые модели поведения, социальные нормы, тем самым помогая созданию общесоциальной ценностной системы).
Иными словами, благодаря рекламе у людей с различным уровнем дохода, разным социальным статусом, интересами появляются общие ценности, стереотипы, модели социально значимого поведения;
- функция экономического развития (влияние на эффективность ведения бизнеса, сбыт реализацию продукции, товарооборот, прибыль).
К тому же, реклама заставляет активироваться конкуренцию, что приводит к несомненному улучшению качества продукции, ассортиментного разнообразия, модернизации технологий, видоизменению товаров, снижению цен.
Все это приносит пользу, как для экономики, так и для общества, потому что выгоду получают и потребители;
- функция общественной дифференциации (будучи направленной на конкретные социальные группы, слои, реклама может способствовать и разъединению общества, так как выделяет некоторых ее представителей, воздействует на определенные аудитории, потребителей).
Здесь реклама помогает в зависимости от потребностей идентифицировать членов определенных социальных групп.
Даже если человек не причислял себя к определенным социальным группам, диапазон его потребностей, учтенный при создании рекламы, точно соотносит людей с их социальными слоями;
- функция демократизации общества (предоставляя право выбора между несколькими производителями, товарами, реклама содействует демократизации социума, так как в авторитарном, тоталитарном режиме право выбора не предусмотрено).
Таким образом, социальная значимость рекламы действительно присутствует и ее невозможно отрицать. Реклама сегодня неразрывно связана с социумом и эффективно воздействует на него.