Одним из ценнейших свойств современного человека является умение выделить важное. Это относится абсолютно ко всему: к личной жизни, быту, работе, беседе, учебе, творчеству.
Если больше внимания уделять незначительным мелочам, то из-за деревьев можно и не разглядеть самого леса.
Как видите, о необходимости умения выделить важное, знали даже наши далекие предки. Так для чего же это было нужно и в стародавние времена и в новейшую эпоху?
Ответ прост: чтобы за второстепенными элементами не потерять основной сути вопроса. Рассмотрим на примере.
Если нам необходимо прочесть и запомнить текст, то логично вычленить в нем основные тезисы, которые следует запомнить, а не зубрить все подряд.
Если же пытаться охватить всю картину произведения (текста) целиком, не выделяя главного, то в голове возникнет некое подобие словесного винегрета, где все напутано и перемешано.
Именно поэтому еще в школе преподаватели рекомендуют сначала выделить важное. Это будет некий каркас (план) текста.
А уже потом он начнет обрастать дополнительными элементами, которые мозг будет сам высвобождать из вашей памяти. Умение выделить важное пригодится вам и на деловых переговорах.
Если вы запишете (зафиксируете) все ключевые моменты речи собеседника, делового партнера, оппонента, то вам будет впоследствии легко воссоздать все сведения проведенных переговоров.
Зачастую деловые встречи при обсуждении важных моментов, будущих сделок, коммерческих шагов проходят несколько дней, поэтому у вас будет время подготовиться к следующему этапу.
Выделив важное из предыдущих обсуждений, вы сможете приготовить свои контраргументы, доводы в защиту своей позиции, факты, опровергающие суждение другой стороны.
Нужно уметь выделить важное и в более масштабном плане. Так, наша жизнь тоже имеет важные и второстепенные моменты. Определите, что для вас наиболее важно: семья, работа, бизнес, самореализация, физическое здоровье – у всех будут разные приоритеты.
И уже из расчета ключевых факторов, отталкивайтесь дальше: выделите средние по важности элементы (комфорт, материальное благополучие, духовное, творческое развитие).
Оставшаяся же часть будет являться незначительными, фоновыми факторами вашей жизни. Соответственно, большую часть времени нужно уделять первой группе объектов вашей жизни, а совершенно небольшую долю временного периода посвятить малозначительным элементам, а не наоборот.
Процесс обучения умению выделить важное начинается, как уже было сказано, еще в школе. Продолжается он в колледже, училище, институте.
Но если вы, по каким-либо причинам, пропустили данную тему, то всегда можно восполнить пробелы знаний посредством самообразования.
Полезны в этом плане учебники по риторике (красноречию, умению правильно говорить, выступать перед аудиторией).
Они помогают научиться выделять тезис (основную мысль, ключевой момент) речи, текста.
А можно пойти по практическому пути – воспользоваться помощью профессиональных тренеров (записаться на тренинг по расстановке приоритетов, обучению выделять главное).
Так, например, согласно программе одного из подобных тренингов, все дела можно разбить на четыре приоритетные категории:
- срочные, важные;
- несрочные, но важные;
- неважные, но срочные;
- несрочные и неважные. Последнюю категорию дел лучше вообще избегать в своей жизни, чтобы они не отвлекали вас от важных занятий.
Все остальное выполняется по степени важности с учетом требования оперативности (срочности). Иными словами, умение выделить важное пригодится в любой сфере жизнедеятельности человека.