Сегодня практически в любом бизнесе присутствуют наличные и безналичные расчеты. Но какие именно из них выгоднее и разумнее использовать в тех или иных расчетах — отдельная тема для разговора.
К сожалению, технический прогресс добрался не до всех уголков России и далеко не всякий россиянин свободно использует карты оплаты для расчетов за товары и услуги.
Поэтому прежде чем проводить анализ рациональности использования того или иного вида расчета, необходимо изучить существующую или потенциальную аудиторию.
Если речь идет преимущественно о молодых людях, то есть до 35 лет, то здесь введение полностью безналичного или смешанного формата расчетов вполне оправданно. Ведь большинство людей получают зарплату на банковскую карту.
Однако переводить на карт-ридеры обычные продуктовые магазины, рассчитанные на среднестатистического покупателя со средним или низким достатком явно нелогично. В таком магазине допустим только смешанный вариант, где наличные и безналичные расчеты будут сосуществовать и использоваться по мере их необходимости.
Яркий пример — гипермаркеты, где многие кассы оборудованы карт-ридерами и при необходимости люди могут оплатить свои покупки путем списания средств с их банковского карточного счета. Однако это не мешает остальным покупателям расплачиваться наличными средствами.
Ведь согласитесь, установление жестких правил безналичных расчетов в магазине является ущемлением прав тех граждан, которые по каким-то причинам не имеют банковских карт. А это недопустимо, так как может вызвать волну возмущения потребителей и как следствие — проверку надзорных органов.
Что касается взаимоотношений между компаниями, то здесь разумнее и выгоднее использовать безналичные расчеты. Потому что наличные транзакции могут усложнить и увеличить по длительности срок операций.
А, следовательно, безналичный перевод денег — оптимальный вариант расчетов между фирмами. Особенно, когда в сделке участвуют предприятия, расположенные в разных регионах или даже странах.
Еще одно преимущество безналичных расчетов — возможность доказать факт поступления денег на счет контрагента и возможность отмены транзакции.
При получении же наличных денег контрагентом могут возникнуть разные нюансы. Например, если факт передачи денег никак не фиксировался.
Тогда доказывать такое обстоятельство придется в суде и еще неизвестно, чем все это в итоге обернется. Потому что даже среди бизнесменов встречаются порой непорядочные люди.
А иногда и откровенные мошенники, пользующиеся юридической некомпетентностью контрагентов или злоупотребляющие их доверием.
Так что, наличные и безналичные расчеты можно и нужно использовать разумно и при необходимости грамотно комбинировать их.
Помимо обычных банковских, почтовых и специальных финансовых транзакций, сегодня существуют также электронные переводы денег. Национальные и международные платежные инструменты позволяют переводить деньги в счет покупок товаров, услуг как физическим, так и юридическим лицам.
Причем, некоторые платежные системы позволяют регистрировать корпоративные электронные кошельки, предназначенные для расчетов между юрлицами и ИП.
В то же время, на государственном уровне такие расчеты еще не уравнены с обычными банковскими, поэтому могут возникнуть определенные сложности в юридической трактовке таких сделок. Ведь по сути здесь используются не живые, а электронные деньги.