Все чаще появляется на слуху такое понятие, как мастер фриланса. Еще несколько лет назад многие о подобном даже не помышляли.
А сегодня свободно направленные работники, если дословно переводить этот термин, встречаются уже повсеместно. Во всяком случае, это справедливо для крупных городов России и большинства населенных пунктов развитых стран.
Но не стоит путать удаленную работу с фрилансом. Удаленный сотрудник — это обычный штатный персонал, работающий вне офиса, корпоративного помещения.
Он заключает трудовой договор. Числится в штате организации. Ему начисляются пенсионные и страховые взносы, оплата больничного и действуют другие трудовые, социальные гарантии.
Единственное отличие от классического персонала — поддержание связи с руководством через телефонную или интернет-сеть.
А вот мастер фриланса предполагает чаще всего вольно, а вернее — фривольно наемный труд вне официального штата компании.
С такими сотрудниками, за редким приятным исключением, мало кто заключает договоры. Тем более, трудовые.
И, соответственно, им неведомы все прелести трудовых гарантий и прав.
То есть, фрилансер нанимается на свой страх, рискуя быть “кинутым” недобросовестным нанимателем.
На Западе в этом плане все гораздо проще и такие взаимоотношения регулируются гражданско-правовыми договорами. Чаще всего это соглашения, регулирующие авторские и смежные права.
Потому как в вольнонаемники чаще всего идут творческие люди и все те, кто может обменять свои знания, особые умения на деньги.
Среди фрилансеров можно встретить: профессиональных журналистов и мастеров пера любительского формата; авторов поэтического и прозаического жанров; дизайнеров, модельеров, художников-оформителей; юристов, финансистов, экономистов и многих других.
По поводу фриланса в России не сложилось однозначного юридического мнения. Одни предлагают расценивать это как предпринимательство.
Мол, человек за плату предлагает неограниченному кругу лиц свои услуги, работы. А, найдя клиентов, предоставляет им такие услуги по заранее оговоренной цене.
Другие же говорят, что такие взаимоотношения должны регулироваться нормами права об интеллектуальной собственности. Поскольку именно ее результаты в большинстве случаев и реализуют фрилансеры.
А значит, оплата их труда — это уже авторский гонорар. А такая работа не является предпринимательством.
В то же время, так как в большинстве случаев сотрудничество с фрилансерами вообще никак не оформляется (во всяком случае в России), то и говорить о каком-то правовом регулировании этого вопроса не приходится.
Таким образом, мастер фриланса в рамках российской правовой сферы — это никак не оформленная форма самозанятости. Подходит в качестве подработки при соответствующих жизненных обстоятельствах.
К таковым в частности относятся: период беременности, ухода за детьми, временная или полная нетрудоспособность, обучение в ВУЗе, безработица и т.п.
Такая занятость позволяет получить хоть какие-то средства к существованию. Ведь на пособие по безработице особо не разгуляешься.
Да, и свободный график работы имеет массу преимуществ, позволяющих мириться с имеющимися минусами.
Если же вам повезло и вы смогли найти работодателя, согласившегося с вами оформить какие-либо вразумительные правоотношения, то вы можете с гордо поднятой головой именовать себя мастером фриланса и превратить свое хобби в постоянную работу. Не боясь при этом косых взглядов и расспросов любопытствующих о подноготной вашей интересной деятельности.