В экономическо-правовой сфере многих государств существует такое понятие как картельный сговор производителей.
Это неформальное соглашение субъектов бизнеса, являющихся участниками одной отрасли рынка, продавать/покупать товары, услуги по определенной, заранее установленной ими цене.
Кроме того, картельным сговором именуют договорное регулирование объемов закупаемой/продаваемой продукции с целью влияния на ценовой уровень.
Подобные деяния являются незаконными на территории РФ и преследуются по антимонопольному законодательству.
Исполнительным органом здесь выступает ФАС России. За нарушение антимонопольного законодательства полагается административное и уголовное наказание.
В мировой же практике существует двоякое мнение по этому поводу. Так, экономические либералы Запада считают, что картельный сговор производителей по природе своей непостоянен, и потому законодательная борьба с данным явлением больше приносит вреда, нежели пользы.
В действительности же, участникам такого картеля изменять цену, нарушать условия собственного же картельного сговора выгодно, чтобы увеличить личную долю рынка.
Хайек (австрийский экономист) приводит иную аргументацию, высказывая мнение, что проблемы монополий, картелей вообще нет.
Якобы, сверхвысокие монопольные, картельные цены сигнализируют нужным образом иным экономическим агентам.
Из-за пресловутых высоких монопольных, картельных цен, отдельные отрасли становятся особенно привлекательными для остальных субъектов бизнеса.
Поэтому остальным предпринимателям ничего более не остается, как создать заменители либо более эффективные услуги, высококачественные продукты.
В подтверждение своих доводов австрийский экономист приводит следующие примеры:
- развитие грузовых перевозок автомобилями с соответствующим уменьшением рыночной доли железных дорог;
- возрастание востребованности услуг мобильной связи с понижением позиций фиксированной;
- возникновение интернет-прессы и постепенное вымирание обычных газет, журналов.
По словам, австрийского экономиста, при условии отсутствия госрегулирования картель, монополия нейтрализуются естественным путем.
Есть еще и особое мнение, которое как нельзя лучше подходит к российской действительности. Так, теория Вирджинской школы «Public Choice» гласит, что государственный антимонопольный орган имеет больше шансов вступить в сговор с картелями, монополистами, нежели действительно их контролировать.
Так или иначе, но российское государство, так же как и Европейское сообщество явно осуждает такое явление, как картельный сговор производителей и борется с ним.
В 2011году было обнародовано громкое дело в отношении участников рынка жидкого хлора. Незаконные действия восьми участников такого сговора повлекли резкое возрастание цен на жидкий хлор.
Что в свою очередь спровоцировало скачок расценок ЖКХ-тарифов. А именно: стоимости подачи воды. Ведь для очищения питьевой воды используется именно жидкий хлор.
В итоге от игр с ценами и незаконных манипуляций производителей пострадали обычные граждане, потребители услуг ЖКХ.
Иными словами, картельный сговор производителей безусловно вреден. От него, в конечном итоге, страдает именно потребитель. А также мелкие производители, реализаторы, которые не выдерживают таких жестких ценовых условий.
О практической же пользе такого явления судить крайне сложно, потому что любая польза здесь крайне относительна и субъективна – она распространяется она только на узкий круг субъектов бизнеса.