Существуют определенные рычаги менеджмента, подразумевающие эффективные инструменты руководителя. Они позволяют оптимизировать управленческий процесс и увеличить его продуктивность.
Такой инструментарий включает: контроль, цель, выговор, похвалу и лидерство.
Пожалуй, самое главное в этом списке — цель. Именно с нее нужно начинать руководство. Цель нужно ставить не перед собой, а перед сотрудниками, подчиненными.
Все цели должны быть максимально понятными и реально выполнимыми. Ее предназначение — ориентировать персонал в рабочем, трудовом, профессиональном пространстве. Критерии правильных целей:
- прозрачность, то есть результаты движения к цели должны быть наглядны;
- временные рамки;
- указание на требуемые результаты, ожидаемый итог;
- качественные характеристики результата;
- допустимые способы достижения результата;
- содержание приоритетов, задач, требований;
- по возможности, включают стимул, мотивацию.
После того как цели согласованы и определены, инструменты руководителя тоже можно ранжировать – основным становится контроль. Каждую стадию исполнения стоит периодически отслеживать. Чтобы соотносить успехи с намеченным планом.
Третьим важным пунктом выступает похвала. К сожалению, подавляющее большинство руководителей стараются зацепиться хоть за какое-то упущение работника, чтобы пожурить его. Но нужно идти от обратного.
Выясните, что сотрудник сделал правильно и похвалите его за это. В следующий раз он будет стараться сделать это еще лучше.
Если же вы отругаете работника практически на пустом месте, то у него пропадет последнее желание что-либо делать хорошо.
- необходимо немедленно похвалить сотрудника, если он что-то сделал правильно. Не нужно откладывать похвалу, иначе она потеряет свою ценность. Ложка, как говорится, дорога к обеду;
- поясняйте предельно просто, за что хвалите сотрудника, чтобы он понял, как и что ему нужно выполнять;
- не скрывайте положительных эмоций. Если вам приятен результат работы сотрудника, то так ему об этом и скажите;
- поощряйте правильное трудовое поведение, исполнительность, продуктивность.
Но работа — это не сплошной позитив, поэтому рано или поздно приходится и высказать персоналу свое недовольство. Как правильно ругать сотрудников:
- выговорить нужно незамедлительно, если работник действительно сделал что-то не так. Чтобы сотрудник уяснил свою ошибку. Исключение можно сделать только для совсем неопытного работника. Но объяснить неверность действий нужно в любом случае.
- нельзя переходить на личности. Претензии должны быть направлены не персонально сотруднику, а его поведению, действиям, выполненной или наоборот невыполненной работе;
- четко объясняйте, в чем заключается неправильность выполнения поручения, задания, трудовой функции;
- не скрывайте незначительных негативных эмоций (обиду, досаду). Если же вы очень вспыльчивы, то лучше попридержать коней;
- не забудьте сказать сотруднику, что все равно верите в него и надеетесь на его исправление, улучшение результатов;
- напомните о материальных взысканиях, которые последуют за выговором, если ситуация не изменится в положительную сторону.
Личный пример — еще один инструмент руководителя. Лидер должен быть эталоном трудового, профессионального поведения, образчиком верных действий.
Поэтому не стоит пренебрегать этим. Лидерство подразумевает абсолютное соблюдение корпоративных, этических, социальных, нравственных и других норм поведения. Если руководитель сам систематически опаздывает на работу, то как он может требовать пунктуальности от своих сотрудников?!
Таким образом, инструменты руководителя — мощное кадровое оружие, но только если оно находится в умелых руках.