Человек сегодня является существом скорее социальным, нежели биологическим. В отличие от некоторых животных, мы не можем существовать вне общества, потому что зависимы от него.
А процессы взаимодействия между людьми определяются как социальные взаимоотношения.
Разнообразные связи, возникающие между существующими социальными группами, прослойками (классами), нациями, этносами, а также внутри этих сообществ в процессе их экономической, политической, социальной, культурной жизни и многовариантной деятельности и есть социальные взаимоотношения.
Любые наши действия, выходящие за пределы нашей личности, в том числе отношения в быту (в семье, с соседями, с друзьями, знакомыми) являются проявлением нашей социальной активности.
Ребенок с раннего возраста проходит социальную адаптацию: сначала его отдают в ясли, следующий этап — детский садик. Но на этом процесс социализации не заканчивается: потом дети идут в подготовительную школу, далее — в среднюю школу, а после — в колледж или ВУЗ.
И все их взаимоотношения в этих образовательных учреждениях тоже являются социальными, потому что, приобретая статус учащегося, человек становится членом узкой социальной группы (учащихся, студентов) и является в дальнейшем ее представителем.
Становясь взрослым, человек самостоятельно выбирает, к какой узкой социальной группе ему примкнуть. Определяясь со специализацией, мы становимся участниками профессиональных сообществ и вступаем в трудовые социальные взаимоотношения, в которых мы можем выступать, как работником, так и работодателем.
Все социальные взаимоотношения определяют специфические права человека (гражданина), а также налагают на него ответственность, которые могут быть предусмотрены законодательством, локальными актами.
Например, Уставом ВУЗа, фирмы, коллективным договором на предприятии и т.д., а также деловыми или национальными обычаями, традициями, общественными нормами.
Социальные отношения могут быть направлены на достижение общей пользы, общественного блага (прогресса какого-либо вида промышленности, повышение уровня культурного развития), а также на преследование определенных социальных целей: получение образования, трудоустройство.
Таким образом, социальные взаимоотношения определяются как взаимодействием между отдельно взятыми индивидами, так и возникающими отношениями между группами лиц.