Последние несколько уже десятков лет самое употребляемое в СМИ слово после “скандал” и “шок” — экономия, которое встречается в самых невероятных смысловых сочетаниях. Государство, бизнес, семья — все и везде экономят и вроде все так и должно быть, ведь это — разумно и логично, но возникают сомнения, правильно ли все это делают. Попробуем разобраться.
Правильная и не очень экономия
В толковом словаре есть два значения термина экономия: одно из них — бережливость при расходе чего-либо, а второе — выгода от бережливости, что кому ближе, то и выбирайте, но по здравому рассуждению кажется, что выгода от бережливости — более точное определение в наше непростое время.
Уточнить, что такое правильная экономия поможет жизненный пример.
На свадьбах принято встречать молодых хлебом-солью. Для такого важного случая покупают, если не умеют печь сами, специальный красивый каравай. Замечания по поводу:”На этом нельзя экономить!” — опускаем.
В фирменном магазине с выпечкой килограмм каравая стоит как 20 булок самого лучшего белого хлеба, чем он (это каравай) по сути и есть. Учитывая, что килограммовый каравай — жалкое зрелище размером с пирожковую тарелку, покупать нужно бы 2 кг. Его еще потом и гостям надо раздавать, выходит, что цена хлеб-соли становится сказочной.
Оказывается, в соседнем хлебном киоске висит объявление о том, что они пекут такие караваи правильного размера и веса, прилагаются фото образцов и варианты оформления. Цена вопроса 6-7 булок хлеба, а еще красиво и вкусно. Вывод: купить в киоске и правильно сэкономить.
Другой, неправильный пример пример того, чем может быть экономия
Обратный пример — когда производитель товара, который мы покупаем много лет, пусть это будут пельмени, в целях экономии уменьшает количество начинки почти до нуля. Тем самым он делает все, чтобы потерять клиентов. Такая экономия точно выходит боком. А ведь выход очевиден: нужно всего лишь сделать вещь, необходимую потребителю — нормального качества, из приемлемых исходных материалов, сохранив все ее значимые свойства, и бизнес будет процветать.
В этом вопросе флагман, на которого нужно равняться — шведская компания Икея (IKEA). Качество товаров — достойное, а цена приемлемая. Да, за счет некоторых пунктов, вроде самостоятельной сборки мебели и личного получения товара в магазине-складе, но бизнес-то процветает и развивается даже в кризисные времена.
Пример того, что такое экономия в Японии
Японский пример экономии еще интереснее. Компания Тошиба (TOSHIBA) планирует принять в течение года тысячу гостей. Менеджеры выбирают отель получше и договариваются с его руководством о 50% скидке.
Формула правильной экономии такова: бизнес для выживания экономит на лишних издержках так, чтобы это было выгодно и клиентам. Если дать возможность клиенту сэкономить и показать ему его выгоду, то бизнес будет жить и расширяться.
Если выгодно клиенту, значит экономия — правильная
Важно понять, что нынешнее время вызывает у клиентов болезненное желание экономить и чтобы развивать сейчас бизнес, нужно действовать по-другому, стараться понять своего клиента. Экономия экономией, но знать, за что готов платить потребитель — жизненно важно для бизнеса.
Правильно! Экономить надо с умом. Не всякая экономия приносит реальную пользу.