Успешные западные и восточные бизнесмены утверждают, что современный бизнес – это джунгли, где каждый предприниматель выживает, как может.
Соотносится ли это с деловыми обычаями, бизнес-этикетом, моральными принципами и интересами общества? Попробуем разобраться.
Безусловно, как и в политике, в экономике задают темп не мелкие сошки, а бизнес-гиганты, то есть крупные корпорации.
А они не церемонятся с оппонентами. Их борьба с конкурентами всегда очень жесткая и порой беспощадная.
Большие компании не волнует судьба мелкого предпринимательства: гораздо важнее для них удержать свои рыночные позиции и не потерять целевую аудиторию.
Ведь каждый перешедший к конкурентам клиент – это потерянные деньги. Поэтому борьба с конкурентами, вернее ееполитика,сводится к агрессивным методам:
-
конкурентной войне,
-
подавлению конкурентов,
-
стратагемам, стратегиям, тактиками конкурентного противостояния.
Подобные методы в русифицированном варианте используются и в России, странах СНГ. Причем если на Западе, Востоке все-таки находятся какие-то компромиссные, цивилизованные решения, то у нас долгое время преобладали силовые способы ведения переговоров.
Здесь буквально выживал сильнейший. К слову сказать, рейдерские атаки до сих пор практикуются.
Засилью агрессивных методов борьбы с конкурентами мы также обязаны американским авторам (бизнес-гуру).
Они целенаправленно убеждали своих читателей, что бизнес – это жестокий мир и здесь нужно вести себя как на войне. В итоге основная масса предпринимателей убеждена, что так оно и есть.
Однако стоит немного приоткрыть завесу «тайны». В бизнесе есть много честных, добросовестных способов конкуренции, которые были бы более эффективными, если бы все их придерживались, а не делали акцент на агрессии.
Любая агрессия порождает ответную реакцию, а если все кругом агрессивны, то на что становится похожа борьба с конкурентами? На яму со змеями.
Возможные направления конкурентного взаимодействия:
-
идентификация (выявление) конкурентов.Необходимо тщательно проанализировать занимаемый вами рыночный сегмент и выявить явных и потенциальных конкурентов.
Распределить их по степени важности, влияния на потребительскую аудиторию, возможности заинтересовать вашу целевую аудиторию, переманить их к себе.
Последнее действие именуется ранжированием конкурентов по степени их важности.
-
разведка, мониторинг конкурентов – постоянное отслеживание существующих и выявление потенциальных конкурентов.
Всегда нужно держать руку на кнопке пульта, а для этого необходимо быть в курсе всех движений, действий ваших оппонентов;
-
бенчмаркинг — сравнительный анализ вашего предприятия с конкурентами, для чего сравниваются все основные показатели бизнес-процессов, предпринимательства;
-
создание конкурентных стратегических преимуществ (позиционирование, сегментирование). Необходима грамотная стратегия развития индивидуальных бизнес-качеств компании, уникальной компетенции;
-
защита, профилактика от конкурентного воздействия, включающие оздоровление внутренней корпоративной среды, создание положительной репутации, формирование лояльности клиентов и персонала, создание конкурентных преимуществ;
-
приемы, стратагемы (военные хитрости), стратегии, конкурентной борьбы – их разнообразие ограничивается только фантазией и моральными принципами предпринимателя.
В бизнесе борьба с конкурентами оборачивается зачастую «военизированным» противостоянием. Но не всегда агрессивные методы высокоэффективны. Чаще всего они навязываются бизнесменам недобросовестным поведением оппонентов.