Современный мир втягивает людей в стремительный водоворот событий. В погоне за модой, последними тенденциями многие, порой, просто теряют чувство меры.
Уберечься от этого помогает культура потребления. Она подразумевает господствующую функционирующую программу использования потребительских благ членами общества.
Включает существующие компоненты обычной культуры. А именно:
- представления о потребительских нормах, регламентирующих потребление, ценностях,
- общественные санкции за нарушение, поощрения за соблюдение потребительских норм,
- правил понимания потребительских актов,
- автоматические, устойчивые потребительские навыки (свободные привычки).
Также культура потребления включает в себя субъективный и объективный компоненты. То есть, культурные возможности и освоение данных возможностей на индивидуальном, групповом уровнях.
Поверхностно потребление выступает процессом свободного индивидуального выбора. Ведь предполагается, что каждый потребитель думает прежде всего своей головой.
В то же время, надындивидуальный характер сформировавшейся культуры потребления зачастую проявляется при переезде в другую страну. Здесь культура просачивается в виде доминирующих, широко распространенных вкусов в сфере питания (национальная кухня), одежды, архитектуры, косметики, досуга и даже потребления алкоголя.
Все мы выбираем свою тактику поведения самостоятельно. Но отчего-то становимся похожи на тысячи других наших земляков.
Эта схожесть проявляется и в потребительских желаниях, и в формах, методах их удовлетворения.
Однако представления, идеи, составляющие культуру потребления, только условно можно называть устойчивыми. На самом деле они весьма динамичны.
Формирование культуры – безостановочный процесс. Конечно, относительно устойчивое ядро присутствует в ней в течение более или менее длительного периода.
Но в действительности, сами того не замечая, мы постоянно меняем нашу культуру потребления.
Культура чаще всего разделяется общественным большинством (как демографическим, так и социальным) либо его элитой, имеющей достаточные ресурсы для навязывания своих вкусов, создания иллюзии «истинной» культуры.
В то же время, развитие культуры потребления наблюдается в быстрой смене моды, вкусов, набора массово потребляемых товаров/услуг. А также в форме их общественной интерпретации.
«Красивое» однажды превращается в «уродливое» или наоборот, а «престижное» — в «старомодное».
Проявляется культура потребления и структуре товаров, потребляемых в одном и том же рыночном сегменте. Таким образом формируется культура потребления одежды, жилищ, автомобилей, пищи и т.д.
Даже вредные привычки, такие как табакокурение и распитие спиртных напитков, тоже формируют свою часть культуры потребления. Подобные вещи распространены практически повсеместно.
Однако культура их потребления весьма различна. Поэтому выделяют страны с винной, водочной, пивной культурами.
В связи с этим, хоть культура потребления и является надындивидуальной реальностью, но она творится не только непосредственно людьми, но и посредством социальных институтов.
То есть, бизнеса, церкви, государства и т.д.
Кроме того, эта часть культуры общества наиболее выражена в ее подвидах субкультурах, которые формируются отдельными социальными группами. Именно поэтому появляются такие подвиды культуры потребления как субкультура школьников, студентов, молодежи, религиозных приверженцев, специалистов, этноса, хипстеров и т.д. Каждая из них имеет свои особенности, но в то же время влияет определенным образом на массовую культуру потребления.