Недавно ученые установили, что источником бизнес-инноваций могут выступать психологические противоположности жизни. В том числе такие, как неожиданный успех.
Предпринимателей в целом, как особую категорию людей, профессионалов, характеризует инновационный тип мышления. А перед современными предпринимателями поставлена задача научиться принимать не просто инновационные решения, а систематические.
Поэтому систематические инновации состоят в организованном, целенаправленном поиске изменений, постоянном анализе возможностей, которые такие изменения могут дать для социальных, экономических нововведений.
Существуют следующие изменения, выступающие источниками инноваций:
- неожиданное событие, коим может стать неожиданная неудача или неожиданный успех;
- несоответствие реальности и ее отражения в оценках, мнениях людей;
- изменение потребностей производственных процессов;
- динамика структуры рынка, отрасли;
- демографические изменения;
- динамика в ценностных установках, в восприятии;
- новые знания: ненаучные, научные.
В то же время, инновация в современном мире — скорее, социальный, экономический, нежели технический термин. Поэтому она не всегда должна являться чем-то техническим или овеществленным.
Существует мало технических инноваций, способных соперничать по своему влиянию со значительными изобретениями. К примеру, продажа товаров в рассрочку, буквально преобразившая всю сферу торговли.
Итак, каким же образом неожиданное событие может стать источником инноваций?
Оказывается, нет сферы, предлагающей более широкие возможности для успешной инновации, нежели неожиданный успех.
Нет также сферы жизнедеятельности, в которой инновационные возможности были бы связаны с наименьшим риском. А их осуществление было бы при этом менее трудоемко.
В то же время, неожиданным успехом зачастую пренебрегают. Более того, управленцы склонны энергично его отталкивать.
Все дело в том, что менеджерам трудно мириться с неожиданным успехом. Потому что это требует определенной решимости, смелости смотреть в лицо реальности, смирения, конкретных политических мер.
А самое главное — способности признать, что они были неправы в своей политике.
Получается, что неожиданный успех — определенная проверка компетенции управленцев.
Таким образом, нежданный успех — не только позитивная возможность для нововведений. Сам он вызывает к жизни такие нововведения.
Именно поэтому неожиданный успех следует изучить для выявления последующих инновационных возможностей, задаваясь такими вопросами, как:
- какие выгоды сулит использование нежданного успеха?
- к чему это может привести?
- что нужно сделать, чтобы трансформировать успех в инновационные возможности?
То есть, неожиданный успех обязательно должен быть замечен, и его присутствие следует отразить в отчетных данных, которые получает менеджер.
В противовес неожиданному успеху неудача незамеченной остается редко. Однако как источник новых возможностей воспринимается она еще реже.
Большее число неудач — итог некомпетентности планирования, исполнения, ошибок. Если же проект хорошо подготовлен, качественно исполнен, но при этом все равно оказался неудачным.
Значит нужно установить причину этого. Возможно, предпосылки проекта попросту не соответствовали реальности.
Однако позитивные инновационные возможности создают не все неожиданные события, а лишь позволяющие использовать имеющиеся в компании опыт, знания в несколько иной ситуации. То есть, предполагается не о диверсификация (расширение товарного ассортимента), а, скорее, расширение поля своей деятельности.