Первоначально электронная коммерция в России представляется довольно скромным рынком по сравнению с западным вариантом развития этой сферы бизнеса.
Так, в 2011 году общий объем рынка розничных продаж составил 10,5 миллиардов долларов. Но в 2012 году эта величина составила уже 13 миллиардов долларов). То есть годовой прирост составил примерно 28%. При этом объем проданных материальных товаров — 285 млрд руб. Экспертам удалось выяснить, что онлайн покупают 25 миллиона человек.
Что касается популярности рыночных секторов, то они здесь распределились следующим образом:
— 44% — электроника, техника,
— 13% — одежда, обувь,
— 11% — косметика, парфюмерия,
— 10% — автозапчасти,
— 7% — товары для дома, мебель;
— 4% — прочее,
— 3% — книги, диски,
— 3% — товары для детей.
Быстро растущие сегменты (товары для детей, для дома, мебель, для спорта). Стабильно растущие сегменты (косметика, парфюмерия, электроника, техника, подарки, украшения). Медленно растущий сектор (одежда и обувь). Секторы, ощущающие спад спроса (книги, диски, продукты питания).
Чтобы достоверно убедиться в отсталости электронной коммерции в России, достаточно привести цифры по развитым странам. по сравнению с Франция объем розничного рынка — 50 миллиардов долларов, Великобритания — 80 миллиардов долларов, США — 200 миллиардов. Несмотря на этот не совсем радужный факт, западные инвесторы находят российский интернет-рынок достаточно привлекательным и с удовольствием вкладывают в него деньги.
По прогнозам, в ближайшее десятилетие российский рынок возрастет в несколько раз, а в недалеком будущем вообще превысит отметку в 100 миллиардов долларов.
Финансовый журнал Форбс, например, полагает, что Россия в состоянии догнать своих западных конкурентов примерно за 7-8 лет. По его расчетам, уже в 2020 году мы можем достигнуть нынешнего уровня Великобритании, то есть 120-150 миллиардов долларов (5-6% ВВП). А также показателей онлайн-ритейла, составляющих 10-12% традиционных продаж.
Стоит пояснить, что текущие показатели электронной коммерции в России находятся на позиции менее 1% ВВП. Онлайн-ритейл составляет примерно 2% от традиционного.
Но, несмотря на сильный рост интернет-пользователей, по числу которых мы уже обогнали даже продвинутую Германию, число совершаемых онлайн-покупок все еще мало. Всего лишь 23 миллиона. А в той же Германии — это 41 миллион.
При этом, по экспертным утверждения, Россию ожидает китайский путь эволюции интернет-продаж. Где на общее постоянно растущее число интернет-пользователей наслоится соответствующее количество онлайн-покупателей и частоты совершаемых ими покупок.
Только за 2010-2011 г.г. электронная коммерция в России смогла привлечь 450 миллионов долларов венчурных вложений. Из них только 100 миллионов пришлось на интернет-магазин Ozon.ru.
Но с учетом постоянного присутствия на российском рынке (особенно в Интернете) неразглашаемых сделок, эта величина может оказаться в реальности вдвое больше.
Также исследования показали, что большинство онлайн-покупок стало совершаться далеко за пределами столицы и Санкт-Петербурга. Здесь наблюдается рост в 40-60%. Таким образом, влияние регионов в этом секторе все более усиливается.
Многое зависит и от самих компаний, занятых в интернет-секторе российской экономики. Чем качественнее, доступнее и гарантированно безопаснее будет их предложение, тем быстрее остальные россияне станут доверять онлайн-покупкам.
Немалую роль в этом должно сыграть и просвещение людей относительно онлайн-инструментов. Многие россияне до сих пор не знают о возможностях электронных денег, расчетов в режиме онлайн.