Своя рубаха, как известно, ближе к телу. Такое подсознательное эгоистичное направление хода человеческой мысли именуется «психология своего». И это не так уж плохо, как может показаться изначально.
Почему же подсознательный эгоизм – это неплохо?
Если бы все было кардинально иначе, то вся наша жизнь направлена была бы на помощь ближним, окружающим. А вот о себе бы мы вообще не заботились.
Причем это доходило бы до абсурда. Так, выбирая между собственными интересами при встрече с грабителем и его злым умыслом, мы бы отдавали преимущество его корыстным потребностям.
Потому что мозг бы нам подсказывал, что ему нужнее. Тогда бы мы вообще не защищали свою собственность и даже собственная жизнь показалась бы нам менее значительна, чем жизнь собрата или простого прохожего.
Хорошо ли это? Конечно, нет. Поэтому рассказы о возможности всеобщего счастья – всего лишь миф, утопия. Все не могут быть одинаково счастливы.
Именно поэтому природа наделила нас тем, что называется психология своего, чтобы мы обладали механизмом защиты собственных интересов. И могли разграничить необходимость помощи ближнему и столкновения интересов.
То есть той точки, за которую заступать уже нельзя, чтобы не навредить себе.
Такая психология своего должна проявляться и работать на руку нам. Особенно это касается работы, бизнеса. Налицо внутренняя мотивация конкуренции в коллективе, в рыночных отношениях.
Поэтому, выбирая между инвестициями в собственный или чужой бизнес, многие отдают предпочтение первому.
И лишь уверенность в получении большей прибыли заставляет нас выбрать второе. Но тут мы опять же думаем лишь о своих интересах – материальной выгоде.
Отстаивать свое нам приходится и в повседневной жизни: в семье, в общении с друзьями, в школе, в вузе и даже на улице.
Возможно, эта психологическая особенность досталась нам от далеких предков, которые были ближе к животному миру. Где территориальность интересов четко обозначена.
Животное помечают свое доступными им способами. А потом всячески отстаивают свою территорию не только от собратьев, но и от других зверей и даже от человека.
Таким образом, психология своего – это вполне практичное наследие, которое необходимо правильно использовать по назначению.
Если вас притесняют конкуренты, пытаются выжить вас из занимаемого рыночного сегмента, то вам нужно не понуро плестись в отведенный вам уголок.
А показать, что у вас тоже есть зубы, которыми вы можете при необходимости воспользоваться. В данной ситуации ваши интересы должны быть выше для вас, нежели интересы конкурентов.
Аналогично обстоит дело с профессиональной конкуренцией. Если ваши коллеги вас недооценивают, считают слабым игроком, пытаются прогнуть вас, то вам необходимо отстаивать свою позицию.
И показать всем, что вы тот еще орешек, который им далеко не по зубам. Не бойтесь потерять уважение или расположение коллег, если они ведут себя с вами подобным в образом, то уважением здесь и не пахнет. Смело берите их на абордаж и покажите, что с вами шутки плохи. А иначе так всю жизнь и пробудете мальчиком или девочкой на побегушках, которых никто всерьез не воспринимает.
Также, психология своего срабатывает в любой категории бизнеса. Кем бы вы не были: продавцом товара, услуг, потребителем, посредником – вы будете стараться отстоять свои интересы.
Если, конечно, эта опция у вас нормально функционирует. В жизни, однако, встречаются различные исключения из правил.
Как с излишним эгоцентричным направлением, так и с уклоном всепоглощающего самопожертвования. И то, и другое – отклонение от нормы, а потому не может выступать эталоном поведения.