Контроль реализации бизнес-плана нужно осуществлять постоянно. Для этого следует наметить определенные контрольные точки, по которым допустимо будет произвести замеры, сравнить плановые показатели с полученными контрольными результатами.
То есть, возможности корректировки политики и тактики бизнеса должны предусматриваться/закладываться изначально.
Соотношение доходов/расходов компании, состояние наличности, качество оказываемых услуг, реализация производственного плана , объемы продаж; количество проданных в кредит товаров; средняя стоимость чека/счета проверять желательно ежемесячно.
Порядок контроля таков:
- установить контрольные показатели;
- проводить замеры показателей бизнес-деятельности;
- сопоставить фактические/плановые показатели;
- анализировать расхождение фактических/плановых показателей;
- осуществить корректировку, направленную на достижение плановых показателей или же редактирование самого плана.
Грамотное бизнес-планирование с возможностями корректировки позволяет поддерживать конкурентоспособность компании в современных рыночных условиях.
К ключевым факторам, определяющим успешную бизнес-деятельность относятся:
- подготовка, высокая квалификация, опыт работы персонала;
- постоянное качества товара, работ, услуг (гарантии, надежность, соблюдение сроков);
- деловая репутация компании, влияющая на выбор клиентов.
Степень конкурентоспособности компании определяется путем проведения сравнительного анализа деятельности фирм, доли рынка, уровня обслуживания, социального опроса.
Обеспечить возможности корректировки бизнеса может такое его свойство как адаптивность. Кроме того, управленец (владелец) бизнеса должен быть в курсе всех последних событий как в пределах своей фирмы, так вне ее границ.
Для того чтобы в целом владеть рыночной ситуацией, нужно знать особенности вашего рыночного сегмента и бизнеса, тенденции, тренды и т.д. А чтобы регулировать и управлять бизнесом следует иметь представление о современных социально-экономических процессах, факторах, сдерживающих/стимулирующих развитие вашего бизнеса.
Изучение, понимание таких процессов, использование данных знаний на практике позволит разработать и в дальнейшем поддерживать гибкую стратегию/тактику фирмы. А также разрабатывать и реализовывать продукты, обеспечивающие их адресность с учетом конкретных покупательских потребностей, динамичных условий внешней среды.
То есть, возможности корректировки бизнес-деятельности, приведения фактических показателей в соответствие с плановыми данными должны быть заложены в сам бизнес-план. Если вы создадите жесткий каркас своего бизнеса, где шаг в сторону — попытка к побегу, прыжок на месте — попытка улететь, то соответственно что-либо изменять там можно будет только при революционной ломке всего существующего до этого момента.
Ломать, как известно, — не строить. Дело — нехитрое.
Но каждый раз сносить до фундамента уже построенное здание, только для того, чтобы заменить в нем отдельные детали, согласитесь — абсурдно. Поэтому бизнес-план и сам бизнес должен иметь точки для маневрирования и лавирования.
В противном случае ваш неповоротливый бизнес, не способный к быстрому маневрированию и адаптации, либо вымрет, как динозавры, либо утонет, как Титаник, при встрече с любым айсбергом. Так что, принимайте меры вовремя для создания адаптивной/гибкой модели бизнеса.