В современном бизнесе распределение издержек является весьма важным финансовым этапом предпринимательства.
Чаще всего, распределить издержки можно за счет ежемесячного отнесения общих издержек к центрам и носителям издержек (продуктам, группам изделий, расходам, тратам).
Соответствующие шаги состоят из учета и распределения первичных общих издержек, формирования коэффициентов калькуляции, контроль издержек в пределах учетной системы издержек в плановом, нормативном вариантах.
Общие первичные издержки распределяют согласно «принципу возникновения».
После учета внутрикорпоративных расходов происходит перераспределение трат вспомогательных подразделений и т.п. И так до тех пор, пока все издержки не соотнесут с носителями, а затем, посредством коэффициентов калькуляции, рассчитываются удельные издержки.
Иными словами, распределение издержек — отнесение затрат по объектам калькуляции. Обычно производится пропорциональное распределение косвенных затрат относительно установленным критериям распределения (материальным затратам, прямым затратам). Основной проблемой здесь выступает распределение накладных затрат.
В рыночной экономике стоимость товаров, услуг определяема не индивидуальными издержками производителей, а рыночной конъюнктурой. В ее основе — конкуренция товаропроизводителей, изменение спроса/предложения.
Высокий уровень неопределенности усложняет распределение издержек и требует гибких инструментов планирования, которые позволяют быстро учитывать изменение цен, спроса, требований к качеству, количеству услуг, товаров и т.д.
Западные экономисты считают, что следует предпочтение отдать калькуляции себестоимости услуг, продукции, иной бизнес-активности методом «величины покрытия».
Его суть: по отдельным видам услуг, продукции, деятельности распределяются лишь переменные издержки и рассчитывается маржинальная прибыль. Это и будет величина покрытия.
Однако составление калькуляции методом «величины покрытия» не означает отказа от составления полной калькуляции. Важным конкурентным преимуществом выступают низкие производственные, реализаторские издержки.
Поэтому, компании нужно владеть сведениями о фактической полной себестоимости услуг, продукции, реализации, чтобы сравнить ее с плановой, рыночной ценой, стоимостью аналогичной продукции конкурентов.
Грамотное распределение издержек предназначено для принятия обоснованных управленческих решений. В системах управленческого учета издержки распределяются по специальным группам объектов.
Процесс распределения проходит в два этапа:
- соотнесение издержек по центрам ответственности;
- отнесение их к конкретной калькулируемой единице.
Так, при расчетах производственной себестоимости продукции используют калькуляцию издержек с включением всех трат либо их части — переменных затрат. Последний метод именуют «директ-костинг».
Основная разница этих методов заключена в порядке распределения постоянных издержек.
Первый вариант — все издержки распределяются между остатками готовой продукции и реализованной продукцией.
Во втором варианте постоянные издержки относят полностью на реализацию.
Методы калькуляции себестоимости услуг и продукции в бизнес-деятельности, влияют на вид финансовой отчетности. Финансовый отчет, при включении затрат, представляется расчетом операционной прибыли:
- валовой прибыли (маржи) как разности между реализационным доходом и производственными, реализационными затратами.
- операционной прибыли как разности между маржей и коммерческими, административными издержками.