Планирование, учет и распределение издержек

Распределить издержкиВ современном бизнесе распределение издержек является весьма важным финансовым этапом предпринимательства.

Чаще всего, распределить издержки можно за счет ежемесячного отнесения общих издержек к центрам и носителям издержек (продуктам, группам изделий, расходам, тратам).

Соответствующие шаги состоят из учета и распределения первичных общих издержек, формирования коэффициентов калькуляции, контроль издержек в пределах учетной системы издержек в плановом, нормативном вариантах.

Общие первичные издержки распределяют согласно «принципу возникновения».

После учета внутрикорпоративных расходов происходит перераспределение трат вспомогательных подразделений и т.п. И так до тех пор, пока все издержки не соотнесут с носителями, а затем, посредством коэффициентов калькуляции, рассчитываются удельные издержки.

Иными словами, распределение издержек — отнесение затрат по объектам калькуляции. Обычно производится пропорциональное распределение косвенных затрат относительно установленным критериям распределения (материальным затратам, прямым затратам). Основной проблемой здесь выступает распределение накладных затрат.

В рыночной экономике стоимость товаров, услуг определяема не индивидуальными издержками производителей, а рыночной конъюнктурой. В ее основе — конкуренция товаропроизводителей, изменение спроса/предложения.

Высокий уровень неопределенности усложняет распределение издержек и требует  гибких инструментов планирования, которые позволяют быстро учитывать изменение цен, спроса, требований к качеству, количеству услуг, товаров и т.д.

Западные экономисты считают, что следует предпочтение отдать калькуляции себестоимости услуг, продукции, иной бизнес-активности методом «величины покрытия».

Его суть: по отдельным видам услуг, продукции, деятельности распределяются лишь переменные издержки и рассчитывается маржинальная прибыль. Это и будет величина покрытия.

Однако составление калькуляции методом «величины покрытия» не означает отказа от составления полной калькуляции. Важным конкурентным преимуществом выступают низкие производственные, реализаторские издержки.

Поэтому, компании нужно владеть сведениями о фактической полной себестоимости услуг, продукции, реализации, чтобы сравнить ее с плановой, рыночной ценой, стоимостью аналогичной продукции конкурентов.

Грамотное распределение издержек предназначено для принятия обоснованных управлен­ческих решений. В системах управленческого учета издержки рас­пределяются по специальным группам объектов.

Процесс распределения проходит в два этапа:

  • соотнесение издержек по центрам ответственности;
  • отнесение их к конкретной калькулируемой единице.

Так, при расчетах производственной себестоимости продукции используют калькуляцию издержек с включением всех трат либо их части — пе­ременных затрат. Последний метод именуют «директ-костинг».

Основная разница этих методов заключена в порядке распре­деления постоянных издержек.

Первый вариант — все издержки распреде­ляются между остатками готовой продук­ции и реализованной продукцией.

Во втором варианте постоянные издержки относят полностью на реализацию.

Методы калькуляции себестоимости услуг и продукции в бизнес-деятельности,  влияют на вид финан­совой отчетности. Финансовый отчет, при включении затрат, представляется расчетом операционной прибыли:

  • валовой прибыли (маржи) как разности между реализационным доходом и производственными, реализационными затратами.
  • операционной прибыли как разности между маржей и коммерческими, административными издержками.

Комментировать