Оценки эффективности бизнеса как диагностика результатов

Эффективность бизнеса - оценкиКлючевыми показателями оценки эффективности бизнеса называют ограниченный набор параметров, используемых руководством для отслеживания, диагностики результатов деятельности фирмы, последующего принятия управленческих решений на их основе.

Ключевые показатели оценки эффективности бизнеса должны отражать наиболее важную управленческую информацию. В численном выражении они характеризуют, насколько результативен бизнес, предприятие в самых важных направлениях предпринимательства.

Для разных фирм, подразделений в разное время, в разных условиях данные факторы будут различными. Анализ практики успешных предприятий показывает, что существуют принципы оценки эффективности бизнеса.

Существует связь  показателей эффективности с факторами, определяющими стоимость предприятия (бизнеса). Такие показатели должны отслеживать параметры, формирующие изменения капитализации фирмы. Это могут быть:

  • финансовые критерии (текущие доходы подразделений, остаток наличности на счетах),
  • нефинансовые сведения, характеризующие важные операционные факторы функционирования бизнеса (среднее время ответа клиентские заявки, длительность производственного цикла, долю новых продуктов в объеме общих продажах).

Критерии эффективности могут включать также опережающие индикаторы, помогающие руководству предсказывать результаты экономической деятельности, уже достигнутые показатели.

В общем виде (приближенному к идеалу) система оценки эффективности бизнеса должна включать набор индикаторов разных типов, которые позволяют отслеживать финансовые, операционные параметры деятельности предприятия в рамках различных временных промежутков.

Последнее особенно важно, так как со временем эффективные ныне бизнес-направления исчерпывают себя, поэтому необходимо искать постоянно им замену.

Капитализация бизнеса определятся же, как текущей деятельностью, так и ожиданиями инвесторов, касаемо роста оборотов, прибыльности бизнеса.

Поэтому система оценки эффективности бизнеса должна включать ряд краткосрочных, среднесрочных прогнозных индикаторов, помогающих отслеживать потенциал бизнес-развития.

В деловой практике используются два подхода формирования системы в оценке эффективности бизнеса:

  • базирующийся на финансовых параметрах,
  • основанный на критериях успеха используемой стратегии, модели предпринимательства.

Помимо этого, зачастую используются качественные («мягкие») факторы оценки эффективности бизнеса в рамках определенных подразделений, руководителей (качество, оперативность их взаимодействия с остальными подразделениями, работа по развитию, совершенствованию навыков подчиненных).

Такие факторы носят вспомогательный характер. Они призваны стимулировать поведение отдельных категорий сотрудников.

Предприятия часто используют комбинацию этих подходов, опираясь на конкретные условия, задачи бизнеса.

«Финансовый» подход чаще других берется за основу, а к нему добавляются некоторые параметры, призванные компенсировать излишнюю его привязанность к финансовым результатам временного периода.

Внедрение управления результатами предпринимательства (на основе оценки эффективности бизнеса) не ограничивается наличием высококлассного аналитического отдела.

Это требует коренной перестройки методов, практики работы предприятия. Необходимо внимание со стороны руководства, разъяснительная работа, объясняющая руководителям всех уровней, сотрудникам саму идею, принципы системы, детали нового процесса.

Нужен комплексный подход, связь с основными стимулами, инструментами мотивации в системе управления персоналом.

Комментировать