Предпочтения, ожидания от бизнеса опосредуют формирование приоритетов, целевые установки развития компании.
Если предприниматель не может четко сформулировать свои пожелания, касающиеся его бизнеса, соотносимые с определенными сроками, конкретными цифрами, — значит, их нельзя перевести в действия.
Следовательно, ориентиры для фирмы будут настолько зыбкими, что не позволят планировать эффективно действия по развитию бизнеса.
И, наоборот, если бизнесмен, руководитель, четко знает, чего хочет, самостоятельно или посредством привлеченных специалистов может соотнести свои пожелания с ресурсами фирмы, ее возможностями, то он способен сформулированную основанную на них собственную стратегию.
В такой ситуации она послужит четким ориентиром для построения стратегии предприятия. Получается, что формирование приоритетов необходимо для разработки бизнес-стратегии. Стратегия предпринимателя может включать:
- приобретение дополнительных активов;
- выход на определенный уровень бизнеса;
- дополнительное привлечение денежных средств;
- расширение бизнеса к определенному сроку.
Стратегия бизнесмена, основанная на приоритетах, нужна для ясного осмысления дальнейших целей развития компании, с учетом которых можно разработать стратегию компании.
Если речь идет о крупных компаниях, бизнес-партнерстве, то здесь будут довлеть общекорпоративные ценности.
Одно из существующих в зарубежной бизнес-практике правил формирования приоритетов выражено в модели Коллинза-Порраса:
- ключевые ценности, убеждения – система принципов, философия бизнеса, компании, которая должна оставаться неизменной;
- миссия – яркая, привлекательная, идея, сформулированная в пределах определенных временных рамок. Новая миссия разрабатывается по мере реализации существующей;
- предназначение – основной смысл существования фирмы, долгосрочный ориентир ее развития.
Совокупность трех этих составляющих определяет видение фирмы, на основе которого строится ее стратегия.
Конкретное формирование приоритетов на ближайшие несколько лет достигаться должно посредством согласования позиций (интересов) лиц, определяющих политику фирмы.
После формулирования таких приоритетов, следует формирование стратегии компании, состоящей из нескольких компонентов. Формулирование рыночной стратегии происходит совместно с построением поддерживающих организационных стратегий:
- маркетинговой,
- финансовой,
- информационной,
- управления персоналом,
- производственной (операционной).
Также в стратегии могут отражаться меры оптимизации бизнеса, повышающие его конкурентоспособность.
Это может быть: проведение мероприятий, ведущих к снижению затрат, повышению эффективности деятельности; создание системы менеджмента качества, сертификация, переход на международные стандарты, в том числе в рамках финансовой отчетности.
Основные положения стратегии должны стать приоритетными направлениями развития организации, стратегическими позициями, с указанием сроков получения результата.
Таким образом, построение действующей эффективно системы стратегического управления, формирование приоритетов бизнеса подтверждает, что фирма имеет обоснованные планы, перспективы дальнейшего развития.
Последние же основываются как на сформулированных ценностях (приоритетах), так и на адекватном восприятии предпринимателями окружающей бизнес-среды.
Это необходимо как для самой компании, так и для отчетов перед инвесторами, кредиторами, партнерами.