Одним из элементов, характеризующих производственную деятельности компании, выступает формирование себестоимости товара.
Себестоимость продукции, в том числе работ, услуг, является денежным выражением затрат фирмы на производство, реализацию продукции.
Как именно происходит формирование себестоимости товара? По большому счету, сюда относятся расходы:
- производственной деятельности,
- по продвижению продукции
- по обеспечению производства.
Необходимо знать, что бухгалтерский, налоговый учет определенных видов расходов не всегда одинаковы.
Так, при расчетах налога на прибыль расходы берутся не в полном объеме, а лишь в соответствии с действующими нормативами. Например, не будут учитываться расходы на рекламу, командировочные, представительские и другие подобные затраты.
Себестоимость определяется прямыми и косвенными затратами. К прямым относят траты, связанные непосредственно с производственным фактором. Это стоимость материалов, зарплата рабочих и пр. Косвенные издержки напрямую не связаны с выпуском товара, но они необходимы для стабильной работы компании.
Современные методы формирования себестоимости товара допускают использование ПО для более точных расчетов. Так, например, в 1С «Бухгалтерия серии 8.0» есть возможность формирования себестоимости с применением плановых цен и без такового.
В первом случае в течение месяца списывается плановая стоимость товаров, услуг (установленная пользователем). По истечении же месяца производится корректировка до фактической стоимости продукции.
Что касается реализации чужой продукции, то формирование себестоимости товара происходит здесь несколько иначе. В фактическую себестоимость товаров включаются расходы, связанные с их приобретением. Например, суммы:
- оплаты услуг поставщика;
- затрат на информационные, консультационные услуги по покупке;
- вознаграждения посредников, через которых товар были приобретен и т. д.
Кроме того, формирование себестоимости товара занимает важное место в решении экономических задач компании. В расчет себестоимости входят расходы на приобретение, поддержание всех ресурсов, обеспечивающих коммерческую деятельность, а именно:
- производственные материалы, сырье,
- электроэнергия, водоснабжение, отопление, газ иные природные ресурсы,
- оплата труда сотрудников,
- амортизационные издержки, ремонт оборудования, основных производственных средств и пр.
Все это позволяет отнести себестоимость к категории важнейших экономических показателей работы компании, характеризующих ее жизнеспособность, как рыночного субъекта.
Особый интерес для управления компанией представляет ретроспективный, перспективный анализ формирования себестоимости товара, производимого по видам продукции, расходов. Исследование изменения себестоимости по видам продукции позволяет:
- определять соответствие реальных/плановых издержек на выпуск определенного вида продукции;
- отслеживать выполнение планов/смет издержек во времени;
- управлять, планировать поставки различных производственных ресурсов.
Анализ себестоимости, осуществляемый по видам затрат помогает исследовать продуктивность использования производственных факторов. А именно: трудовых, денежных, материальных, иных ресурсов, которые потребляются в производственном процессе.
Изучение структуры, динамики издержек позволяет вовремя реагировать на отклонения от нормативных, плановых показателей себестоимости. А также выявлять негативные тенденции в изменении их структуры. Например, повышение трудоемкости, материалоемкости производства.