Когда речь заходит о мотивации, всегда вспоминается кадр из мультиков или фильмов, где жерновое колесо крутит ослик, к которому прикреплена палка с висящей впереди морковкой или пучком сена.
Подобным образом выглядит и мотивация в бизнесе. Ослик – отличный пример безропотного труженика, но даже ему нужен правильный стимул, чтобы он превратился практически в «вечный двигатель».
Что уж говорить о бизнесе: здесь морковкой явно не обойдешься.
Тема «мотивация в бизнесе» наиболее близка к психологии, потому что затрагивает струны души человеческой, а задача маркетолога, руководителя, бизнесмена правильно определить, какую струну следует затронуть, чтобы получился требуемый звук (то есть результат).
Итак, определимся, где применяется мотивация в бизнесе:
- для стимулирования персонала, сотрудников, работников в целях повышения их эффективности, отдачи, работоспособности, лояльности к предприятию, руководителю;
- для стимулирования потребителя, чтобы увеличить объем продаж, спрос на продукцию, сформировать лояльность к торговой марке, бренду, продукции;
- для стимулирования торговых агентов, представителей, дистрибьюторов, дилеров в целях увеличения объемов сбыта;
- для стимулирования управленцев разных звеньев, чтобы достигнуть определенных результатов, повысить эффективность работы компании в целом;
- самомотивация, когда речь идет о единоличном бизнесмене.
В самомотивации успех зависит лишь от самого себя. Здесь необходимо определить, что именно побудит вас двигаться в выбранную сторону.
В мотивации же других людей необходима способность понимания того, что движет определенными людьми (клиентами, сотрудниками, контрагентами), а также важна коммуникабельность и красноречие.
Чаще всего основным мотивом выступает материальное благополучие. Редко кто из работников не хочет прибавки к жалованию. Но они должны точно знать, что эта прибавка положена только тем, кто соответствующим образом работает, то есть заслужил ее.
Но материальный стимул не охватывает всей категории работников. Так, у некоторых людей сильнее развиты личные амбиции, поэтому для них эффективнее иная форма стимулирования (например, карьерный рост, почетные звания, личные награды).
В любом случае в основе мотивации лежат человеческие желания, потребности, которые можно использовать, создав определенную связь между ними и некоторыми действиями:
- премия – высокая результативность труда;
- большая скидка – покупка на определенную сумму;
- карьерный рост – выход предприятия на определенный уровень.
Если вы знаете, что мотивирует конкретных людей, то такие сведения станут эффективным инструментом менеджмента.
Но для того, чтобы мотивация в бизнесе стала эффективной, необходимо точно знать факторы стимулирования, конкретные объекты воздействия на окружающих вас людей.
А для этого требуется личное общение, изучение образа жизни, потребностей, предпочтений всех лиц (или их групп), на которых вы собираетесь воздействовать.
Но если с сотрудниками в небольшой фирме руководитель сможет пообщаться лично, то в крупной компании это сделать одному человеку весьма затруднительно.
Аналогично обстоят дела и с потребителями, дилерами, дистрибьюторами – поговорить со всеми тет-а-тет просто нереально.
Для этих случаев необходима аналитическая работа специальных подразделений (отделов кадров, маркетинга, сбыта).
Они проводят мониторинг данных, а затем тщательно изучают, анализируют полученную информацию.
В итоге руководитель получает уже готовые (обработанные, проанализированные, резюмированные) сведения о потребностях, предпочтениях персонала, потребителей, посредников.
В итоге, правильная мотивация повышает эффективность бизнеса, то есть увеличивает прибыль.