Люди – сложно устроенные социально-биологические сущности, а потому наше мышление и эмоции находятся в тесной взаимосвязи.
С одной стороны эмоции порой мешают нам трезво рассуждать, объективно оценивать ситуацию, но с другой стороны – они являются прекрасным стимулом, катализатором нашего мыслительного процесса.
Даже ученые не пришли сегодня к единому мнению, что в человеке сильнее: разум или эмоции, поэтому существует множество разнообразных теорий, гипотез, описывающих человеческое мышление и эмоции, а также их соотношение, взаимосвязь.
Интересен в этом плане научный взгляд американского психолога Г. Гарднера, развившего идею множественности подвидов интеллекта. Он выделил так называемый «интраличностный интеллект», решающий задачи человеческого самоуправления.
Посредством этого интеллекта человек, по мнению Г. Гарднера, способен управлять собственными чувствами, эмоциями, осознавать, различать, анализировать их, использовать полученные таким образом сведения в своей практической деятельности.
Аналогичных взглядов придерживаются и Дж. Майера, П. Саловей. По их мнению, подобные функции выполняет присущий каждому человеку эмоциональный интеллект.
Они полагают, что эмоции, настроение оказывают разнообразное прямое воздействие на процесс решения задач.
Так, например, эмоция счастья способствует творческим, индуктивным решениям — переход от нескольких единичных элементов к общему объекту.
Грусть, напротив, способствует дедуктивным решениям — переход от целого, общего объекта к нескольким единичным, частным элементам, рассмотрению множества возможных альтернатив.
Кроме того, эмоции рассматриваются как системные внутренние составляющие продуктивного мышления человека, влияющие не только на ход, но и на конечный результат мыслительной деятельности.
Учеными выявлена одна особенная закономерность: первой реакцией человека на сложные, трудные, новые ситуации являются именно эмоции, а уже потом включается мыслительный процесс, по большому счету инициированный возникшими ранее эмоциями.
Эмоции являются одним из главнейших механизмов порождения наших решений, а также замыслов, целей, идей.
Поэтому мышление и эмоции находятся не просто в тесной взаимосвязи, а, можно сказать, что человечество приобрело гибкость, креативность, альтернативность мышления именно благодаря эмоциональному компоненту интеллекта.
Более того, именно эмоции помогают нам корректировать наши решения, которые еще не приняли окончательную форму, а только обдумываются и примеряются к заданной ситуации.
Благодаря систематически получаемым эмоциональным сигналам «одобрения» («неодобрения») разрабатываемого решения, мы можем отбрасывать в сторону те из них, которые нам не нравятся, и искать новые варианты или возвращаться к ранее рассматриваемым.
Заметьте, речь идет не о логическом суждении, а именно о чувствах, которые у нас вызывает определенный набросок решения.
Иными словами, наши эмоции активируют, ускоряют мыслительный процесс, задают нам определенные мыслительные направления, а также помогают найти оптимальное или нестандартное решение.
Все эти характеристики неоценимы для практической деятельности человека, а особенно для бизнеса, где гибкость мышления особенно важна.
Таким образом, мышление и эмоции настолько переплетены в человеческой психике (интеллекте), что они сегодня совершенно неотделимы друг от друга, поэтому полностью контролировать эмоции иногда даже вредно, потому что это мешает нормальному мыслительному процессу.
>>поэтому полностью контролировать эмоции иногда даже вредно, потому что это мешает нормальному мыслительному процессу.
Хочу сказать, что данная статья более содержательна и содержит немало фактов, которые отвечают реальности.
Я не стал рассматривать приведенных авторов (хотя именно так следует поступать для того, чтобы не верить на слово, а убедиться лично в адекватности приводимых личностей). Теория множественности интеллектов спорна, но не лишена смысла.