Человек – не просто социально-биологическое существо, мы наделены от природы огромным набором всевозможных интеллектуальных и психических инструментов, позволяющих нам эволюционировать и приспосабливаться к изменяющимся условиям экологической и социальной среды.
Одним из таких инструментов является эмоциональный интеллект человека.
Это не только совокупность полученного эмоционального опыта, но и умение контролировать собственные эмоции, а также разбираться в эмоциональном фоне (настрое) других людей.
Эмоциональный интеллект помогает человеку подняться на новый уровень своего развития, ведь теперь мы можем использовать эмоции с пользой для себя, превращая их в стимулирование нашей деятельности, а не выплескивать в пустоту, как это делалось нами ранее.
Эмоциональный интеллект имеет и свои составляющие:
- самопознание, без которого невозможно осознание конструктивности собственных эмоций и возможность управления ими;
- самоконтроль – неотъемлемый атрибут эмоционального самообладания, без него немыслим любой процесс управления эмоциями;
- эмпатия – способность ощущать чужие эмоции (достигается только при высоком эмоциональном интеллекте);
- навыки взаимоотношений с людьми с обязательным эмоциональным обменом;
- превращение эмоций в мотивацию – только такой подход возможен для наличия эмоционального интеллекта, иначе эмоции останутся бесполезным или даже опасным грузом.
Для формирования эмоционального интеллекта необходим определенный склад (форма) мышления, а также свойства темперамента. Несомненно, эмоциональный интеллект является результатом эволюционного прогресса человечества.
Благодаря его формированию мы получаем новые навыки, обогащаем свой опыт, познания, а также раскрываем в себе скрытые доселе возможности.
Сегодня существуют целые программы, по которым можно развивать и совершенствовать эмоциональный интеллект, среди них:
- групповые и индивидуальные тренинги;
- тренинги на ранних этапах становления сознания (детские тренинги);
- коучинг (разновидность обучения, при котором подходящая методика обучения подбирается совместными усилиями преподавателя (тренера) и обучающегося);
- семейное воспитание (благодаря правильному воздействию и обучению родителями собственных детей можно достичь большого прогресса в формировании у ребенка эмоционального интеллекта);
- гаптомия – методика внутриутробного общения ребенка с родителями через прикосновения: очень часто малыш реагирует даже на малейшие прикосновения матери к своему животу, наблюдаются ответные реакции в виде толчков и аналогичных прикосновений ребенка.
Кто знает, какие грани и сферы личности нам откроются в будущем?
И пока они нам недоступны, не стоит исключать использование и развитие личного эмоционального интеллекта, который наращивает наш опыт и понимание жизненных процессов, ведь это может вывести нас на совершенно новые, совершенно неожиданные и безумно интересные ступени развития.
Да, эмоциональный интеллект — штука весьма полезная.
Эмоциональный интеллект, как и уровень сознания у всех разный. Думаю, что при его развитии, все равно для каждого стоит свой максимум восприятия. Развиваться конечно же нужно, без развития идет деградация.
Интересная статья и сайт хороший, посещаемость уже радует глаз.