Всем, наверное, известно, что сегодня самоцелью любого предпринимательства считается извлечение прибыли, поэтому, в общем понимании, первое правило бизнеса – дело должно приносить доход.
Иначе это не предпринимательство, а в лучшем случае — пустая трата времени и сил. При неблагоприятном стечении обстоятельств еще и финансовые потери.
Однако существует и обратное мнение. Так, ряд экономистов утверждают, что прибыль является не целью, а фактором, ограничивающим коммерческие предприятия (деятельность) от некоммерческих.
Кроме того, они полагают, что прибыль не относится к логическому обоснованию, причине существования предпринимательства в целом.
Она не определяет характер, содержание бизнес-поведения, бизнес-решений, а является лишь проверкой их верности, обоснованности.
Иными словами, предпринимательство создавалось для развития рыночных отношений, эквивалентного (равнозначного) обмена между людьми создаваемой, выращиваемой, собранной ими продукцией.
Уже позже так называемые «деляги» стали ставить извлечение прибыли во главу угла в вопросе предпринимательства, таким образом нарушив первичные основы бизнеса.
Чтобы проще было понять, почему первое правило бизнеса – это все-таки не извлечение прибыли, достаточно сказать, что в погоне за барышом любой ценой предприниматели пускаются в различные авантюры. В итоге от этого страдают все:
-
потребители, которым под видом нормального товара подсовывается низкосортный, а зачастую и вообще откровенно некачественный;
-
добросовестные бизнесмены, которые из-за авантюрных выходок их конкурентов испытывают на себе справедливость праведного гнева взволнованных народных масс, то бишь обиженных и рассерженных покупателей;
-
экономика региона, страны, подрываемая такими горе-предпринимателями;
-
репутация отечественного бизнеса в целом.
Те из бизнесменов, которые постоянно гоняются за легкой наживой, абсолютно не думают ни о других предпринимателях, которым они вредят своим недобросовестным поведением, ни тем более о потребителях.
В итоге мы наблюдаем огромное количество фирм, которые появляются на горизонте и исчезают при первом же выявлении их халтурного отношения к делу.
Иными словами, цель бизнеса не в самом предпринимательстве, а в его содержании, вкладе в общественную жизнь, так как бизнес является одной из социальных структур.
Если же обществу нет никакой практической пользы от конкретного предприятия или бизнеса в целом, значит, эта деятельность абсолютно бессмысленна в общественном плане, и тогда государство в лице его властных представительных органов заблуждается относительно необходимости дальнейшего развития бизнес-отношений.
Если же говорить более конкретно, то потребитель, в конечном счете, определяет истинную суть бизнеса.
Его готовность, желание платить за продукцию, услугу, работу превращают экономические ресурсы в деньги, богатство, капитал, а вещи, предметы материального мира — в товары.
Потребитель покупает не просто какой-то предмет, продукт, а то, что ему действительно необходимо, а именно: полезность, (полезные качества, обеспечиваемые товаром, услугой).
Таким образом, основное правило бизнеса – максимально удовлетворить желания, нужды потребителя, и тогда прибыль появится сама собой.
Потому что не будь покупателей – не было бы и самого бизнеса. Предпринимательство со своим предложением рождается из потребительского спроса, а не наоборот.
Те же предприниматели, которые пытаются «подогнать» покупателей под свой товар, всячески расхваливая его прекрасные свойства и внушая людям его необходимость, действуют вопреки главному бизнес-постулату.