Сегодня все чаще можно услышать от предпринимателей, что в России и во многих других странах оказывается определенное давление на бизнес. Например, российский бизнес испытывает сразу двойное давление. Легальное — ужесточение нормативных требований, связанных с безопасностью средств (объектов) передвижения/перевозки: предприятий, транспорта, аэропортов, вокзалов и т. п.
Представители объединений предпринимателей говорят по этому поводу, что обременить законопослушных, добросовестных граждан проще, нежели обнаружить не законопослушных.
Поскольку последнее — тяжелая объемная работа. А потому власти действуют от обратного. Запрещают всем, чтобы и правонарушителям тоже жилось несладко.
Помимо всего прочего, существует множество нелегальных способов оказывать давление на бизнес.
Особенно, когда в руках есть все рычаги давления. Сделать это можно административными, политическими или экономическими методами. Причем, вовсе необязательно своими руками. Грести жар чужими руками — проще и выгодней.
Самое интересное, что в наши дни беспредел 90-х несколько перерос себя и эволюционировал в нечто новое. Теперь на препятствование бизнесу со стороны представителей криминалитета жалуется лишь 20% опрошенных.
А вот палки в колесах, вбиваемые правоохранительными органами, беспокоят целых 30% респондентов.
Еще одной шокирующей новостью для предпринимателей стала возможность в ближайшем будущем дальнейшего расширения полномочий «силовиков». Предполагается возвращение старого порядка возбуждения уголовных дел налоговой направленности.
Из возможных сценариев выбран наиболее драматичный. СК РФ сможет возбуждать дела без заключения ФНС. Однако позиция Минэкономразвития России по этому поводу тоже известна.
Министерство было против изначально. Но потом был достигнут компромисс по этому вопросу. Причем, в чем именно заключался компромисс — министры не комментируют.
Но правительство озвучило общую проблему. В России имеется мощный фискальный уклон. То есть, все, что дает пополнения в казну — хорошо по определению.
И при этом мало кого волнует, что когда казна пополняется посредством серьезных финансовых потерь бизнеса — это не есть “гуд”.
Ведь общественно-хозяйственный эффект предпринимательства гораздо шире, нежели простое пополнение казны.
Данное замечание касается не только конкретно взятого закона, но и в целом проводимой в этом плане политики. К примеру, законопроект Минфина о деофшоризации тоже не предполагает ничего хорошего для бизнеса.
И хоть специализированные ведомства и пытаются смягчить давление на бизнес. В частности — увеличить порог контролирующего госучастия.
Но все же уже налаженный механизм фискально-силового давления в частном секторе экономики все равно действует. Прикрываясь различными благими намерениями.
А о будущем при этом тоже никто не задумывается. И в том числе о том, что “стальной захват на горле” может обернуться лишь тем, что курочка Ряба перестанет нести золотые яйца.
Мысли о замораживании инвестпроектов уже сейчас посещают некоторые головы.
То есть, несмотря на существующие усилия государства по созданию новых инструментов, финансирования, для развития инновационного бизнеса и новых направлений предпринимательства, эффект от таких действий не столь ощутим. А вот давление на бизнес гораздо быстрее склоняет чашу весов не в пользу решения об инвестициях.
Если бы государство действовало одновременно по всем возможным направлениям, чтобы создать инвестиционно привлекательную среду, то это бы принесло больше пользы для бизнеса и экономики в целом. И это в итоге бы положительно сказалось на доходной части бюджета.