Смысл тяжело выговариваемого слова «краудфандинг» объясняется очень легко и просто. Краудфандинг ? это акция по сбору денег на реализацию какой-либо идеи, дела, проекта, создание изобретения.
Обычно такие акции происходят посредством интернета. Все, кто захочет, могут принять участие и внести любую сумму в объявленный проект. Почему такой вид деятельности настолько популярен сейчас, и кто уже отличился в нем?
Значение и смысл краудфандинга
Перевод с английского первой части слова «crowd» означает дословно «толпа», а «funding» ? финансирование.
То есть, все желающие на добровольной основе вносят свою лепту в финансирование какого-либо проекта. Идея действует по принципу ? с миру по нитке, голому ? рубашка.
Автор идеи или тот, кто хочет ее воплотить в жизнь, размещает в интернете информацию о своем детище, которая включает цели, сроки реализации и объявляет нужную для сбора сумму. Публикуются реквизиты счета, куда нужно перечислять деньги.
Спонсоры, или как их называют, беккеры, вложившие свои деньги, часто получают вознаграждение, например, экземпляр воплощенного в жизнь полезного изобретения. Но чаще всего, краудфандинг происходит на условиях безвозмездности.
Как возник краудфандинг?
Началось краудфандинговое движение около двух десятков лет назад. В 1997 году почитатели известной рок-группы Marillion организовали мероприятие по сбору средств в интернете для организации всеамериканского тура группы. Позже, вдохновленные успехом затеи, группа инициировала сбор средств на запись еще и нескольких альбомов.
Таким же способом привлечения средств после овладели представители медиа и киноиндустрии.
Успешные примеры краудфандинга
В 2002 году Эрик Бауман запустил интернет-проект FilmVenture.com, который был реализован на основе идеи краудфандинга. Людям, которые привлеклись к сбору средств для досъемки фильма «Ожидание чуда», были обещаны участие в съемочном процессе и бонус в виде DVD-версий фильма, выдаваемых раньше, чем произошел их официальный выпуск. Нужная сумма была собрана за три недели. Размер бонуса варьировался в зависимости от суммы пожертвования.
Проект любимого россиянами мультфильма «Масяня» ? один из самых известных и успешных проектов, созданных на средства, собранные с помощью краудфандинга. Сайт planeta.ru огласил условия компании по сбору необходимой суммы в 100 тысяч рублей.
Внесшие 100 рублей получали ссылку на видео с мультиком. Вложившие 500 рублей ? портрет Масяни с автографом. Те беккеры, которые расщедрились на 5000 рублей, были упомянуты в титрах. Портрет спонсора или его близкого человека, нарисованный Олегом Куваевым, был обещан тем, кто выложит 20 тыс. рублей. За пожертвование в размере 50 тыс.рублей дарили в подарок уникальную акварель от художника.
Результаты такой акции были неожиданны: сбор средств был закончен за 8 часов. Но деньги продолжали поступать, и все собранные за месяц деньги были потрачены на выпуск следующих серий «Масяни».
Методом краудфандинга успешно продвигаются не только культурные и социальные проекты. Политические цели также успешно финансируются за счет средств, понемногу собранных обычными людьми.
Например, Барак Обама смог собрать 272 миллиона долларов через интернет на предварительных выборах 2008 года.
Алексей Навальный тоже избрал метод краудфандинга для сбора средств на мероприятия по борьбе с коррупцией. Его скандальный проект «РосПил» за несколько лет смог собрать ни много ни мало 10 млн. рублей.
Где разместить свое предложение, чтобы собрать средства?
Для тех, кто хочет воспользоваться возможностью краудфандинга, в интернете есть несколько порталов, где можно разместить свою идею, и объявить сбор средств на нее.
Самый известный карудфандинговый проект в США – Kickstarter.
Российских аналогов порталов подобного масштаба пока нет, но есть схожие проекты с аналогичными целями: Planeta.ru, Boomstarter и Kroogi.