Занять прочное положение бизнесу помогают разнообразные виды исследования рынка, по результатам которых проводится анализ собранных данных и принимаются соответствующие решения.
Исследование рынка включает:
- определение размера, характера рынка, занимаемого сегмента, потенциальных потребителей (характеристика по возрастным, половым признакам, доходу, профессии, социальному положению);
- определение удельного веса продукции непосредственных конкурентов в общем объеме сбыта в занимаемом сегменте рынка;
- исследование состава, структуры, организации работы сети сбыта, обслуживающей данный сегмент рынка;
- анализ общеэкономических, внешних тенденций, влияющих на рыночные отношения.
Все виды исследования рынка разбиваются изначально на две общие категории: вторичное и первичное.
Вторичное исследование подразумевает исследование литературы, обзоры статей, анализ статистических, всех общедоступных данных.
Вторичное исследование, конечно, ограничено доступностью информации, но оно намного дешевле, менее ресурсозатратно, нежели первичное исследование, и может проводиться любым субъектом малого бизнеса.
Первичное исследование проводится непосредственно предпринимателем, его маркетинговым отделом.
Существует два основных типа первичного исследования:
- качественное, используемое для разработки новых идей, более полного рассмотрения вопроса, проблемы;
- количественное, подразумевающее обзоры, основанные на выборках. Данные при этом собираются посредством почты, телефона, личного интервьюирования. Результаты здесь проецируются на все местное население, используются для бизнес-прогнозов.
Чаще всего качественное исследование проводится при использовании фокус-групп (нескольких коллективно опрашиваемых лиц). Такие группы включают 8-10 предварительно отобранных людей, участвующих в целенаправленном обсуждении определенной проблемы.
Подобное обсуждение проводится руководителем группы — профессиональным исследователем. Он работает по заранее составленной программе, разработанной с учетом интересов клиентов, содержит конспективно все вопросы, которые должны быть охвачены.
Упоминая маркетинговые исследования, обычно говорят о количественном исследовании. Оно подразумевает обзор выбранного образца, при использовании почты, телефонных, личных интервью.
Данные собираются посредством анкетного опроса, который предварительно тестируют. Законченные анкетные опросы потом редактируются, анализируются. После чего данные анкетных опросов вносятся в электронные базы для табулирования результатов и их дальнейшего анализа.
Рассмотрим основные виды первичного исследования относительно их результативности и затратности.
Почтовый обзор:
- преимущество — относительно низкие затраты. За стоимость почтовой пересылки, печатных материалов субъекты малого бизнеса могут провести полезное маркетинговое исследование;
- недостаток — очень низкий процент отдачи (5-15%).
Личное интервью:
- преимущество — высокая отдача – до 95%. Позволяют респонденту (опрашиваемому) ознакомиться непосредственно с предложенным товаром, телерекламой. Поэтому оно часто используются для анализа воздействия рекламного текста, дизайна упаковки.
- недостатки – высокая стоимость.
Телефонное интервьюирование:
- преимущества – экономия времени, одновременная фиксация результатов в электронном формате, высокая отдача;
- недостатки – относительная высокая цена.
Успешный бизнес предполагает комплексное использование видов исследования рынка. Сначала изучаются вторичные данные, а потом при необходимости проводится собственное исследование.