Начинать собственное дело, не имея на то ни специальных знаний, ни особых навыков архисложно. Поэтому многие пытаются открыть свой бизнес по франшизе.
Начнем с того, что франшиза – это комплекс прав, которые фирма-производитель, носитель торгового имени, бренда (франчайзер) предоставляет за вознаграждение ее приобретателю (франчайзи).
Таким образом, правообладатель франшизы уполномочен представлять перед третьими лицами (клиентами, потребителями, покупателями) франчайзера.
Продает он тот же самый продукт и предоставляет идентичные услуги, не являясь при этом внутренним подразделением этой организации.
Чем же привлекательна такая форма предпринимательства? У нее есть впечатляющий список преимуществ:
- нет необходимости раскручивать продукцию, делать ее популярной (франшиза предоставляется на уже известные бренды);
- не надо беспокоиться об оборудовании, поставках, сырье, внешних атрибутах бизнеса (логотипе, слоганах, вывесках, униформе) – все это входит в общий пакет услуг;
- собственник торговой марки (бренда) оказывает повсеместное содействие, информационную, консультационную помощь;
- такой бизнес по силам даже абсолютному профану;
- не нужно постоянно вкладываться в маркетинговые исследования рынка, рекламу (большую часть работы выполнит франчайзер);
- колоссальная экономия времени на построение бизнеса, потому что это уже готовый вариант действующей формы предпринимательства.
Прежде чем открыть свой бизнес по франшизе, следует выяснить и остальные нюансы такого предпринимательства. Ведь у него есть и не столь привлекательные стороны:
- для покупки франшизы необходим достаточный стартовый капитал;
- помимо первоначального взноса, ежемесячно или с иной периодичностью необходимо выплачивать роялти (отчисления от выручки или платеж за пользование товарным знаком, именем, брендом, не зависимо от величины дохода);
- конкуренция между франчайзи в одном регионе;
- необходимость соблюдения условий договора с франчайзером;
- зависимость от репутации, маркетинговых, коммерческих мероприятий франчайзера;
- необходимость соблюдения национального законодательства для узаконивания договора франчайзинга;
- неполноценность франчайзинговых программ некоторых компаний, пытающихся сэкономить на их разработке.
Сегодня открыть свой бизнес по франшизе можно практически по любому направлению предпринимательства, будь то известные национальные или же зарубежные компании.
Но чтобы такой бизнес стал высокоприбыльным, необходимо, чтобы местный (региональный) рынок не был перенасыщен аналогичным предложением и при этом интересен и доступен большинству потребителей конкретного рыночного сегмента.
Виды франшиз:
- товарная, предполагающая передачу прав на реализацию продукции, товара под определенной торговой маркой, брендом;
- производственная, предоставляющая права производить продукцию от лица конкретного бренда;
- сервисная, дает право лишь на гарантийное и предпродажное обслуживание;
- деловая (комплексная), означает передачу прав полностью на готовый бизнес.
Чтобы открыть свой бизнес по франшизе, достаточно заключить договор франчайзинга (концессии) с компанией, предлагающей подобные деловые отношения по интересующему вас направлению предпринимательства.
Но чтобы такой бизнес стал максимально успешным, все равно необходимо прикладывать собственные усилия. Кроме того, нужно не прогадать с выбором франшизы (сферы ее действия), потому как это один из главенствующих факторов для показателей будущей прибыльности.