Интернет давно уже перерос занимаемое им раньше социально-досуговое пространство. Сегодня это новая деловая среда, в которой присутствуют разнообразные виды электронного бизнеса.
Особенностью такого предпринимательства является непосредственное использование информационных технологий, в частности, глобальной сети и ее возможностей.
Наиболее распространены на сегодняшний день следующие виды электронного бизнеса:
- торговля (купля-продажа посредством интернет-магазинов и иных торговых площадок – бирж, аукционов, товарных каталогов). Продвижение товара и непосредственная продажа осуществляется даже через социальные сети;
- интернет-услуги (консалтинг, консультирование, продвижение услуг, выполнение удаленной работы, заказов, ИТ-сервис, программирование, сторонний маркетинг, рекламные компании, пиар-группы, дизайн, веб-дизайн, коммуникации, трудоустройство);
- монетизированные интернет-проекты (сайты, блоггинг, социальные сети);
- кредитные, банковские, финансовые, страховые организации (финансовые, страховые, инвестиционные услуги, операции онлайн, платежные системы, трейдинг, банкинг);
- дистанционное обучение (электронная форма обучения, включая спецкурсы, семинары, вебинары, лекции, тренинги, коучинги);
- торговое посредничество (посреднические услуги для оффлайн и онлайн бизнеса);
- информационное посредничество – поисковые системы, рейтинги, каталоги;
- -предпринимательство, основанное на продаже, аренде, регистрации самого информационного продукта, сервис-провайдеры (трафика, доменов, сайтов, хостинга);
- информационный бизнес (журналы, новостные ресурсы, интернет-издательства);
- сетевой маркетинг (розничная торговля вне стандартных торговых точек);
- игорный бизнес (онлайн-казино, лотереи, тотализаторы, букмекерские конторы);
- партнерские программы.
Несмотря на широкое распространение различных видов электронного бизнеса, многие представители стран СНГ еще скептически относятся к подобному предпринимательству, не воспринимая его серьезно.
Этим, по большому счету, объясняется и большой разрыв в этике, форме, уровне деловых взаимоотношений в западных странах и национальном бизнес-сегменте Интернета.
Отличительной особенностью такого предпринимательства является повышенный риск, потому что глобальная сеть «населена» огромным количеством недобросовестных субъектов, которые с завидной регулярностью портят репутацию онлайн-бизнеса.
Объясняется это невозможностью установить на данный момент аналогичные оффлайн-бизнесу меры безопасности сделок, операций.
Но все-таки некоторые меры защиты можно использовать и здесь, а именно: конфиденциальность, защита клиентских персональных данных, «безопасный», «доверительный» статусы ресурса, антивирусные программы, цифровые подписи, предоставление отсканированных подлинных экземпляров документов.
Кроме того, для удобства проведения электронных операций, их ускорения введены электронные эквиваленты денег (веб-мани, яндекс-деньги), которые обмениваются банками, иными финансовыми учреждениями на обычную национальную или зарубежную валюту по соответствующему курсу.
Существующие виды электронного бизнеса позволяют организовать собственное дело фактически в виртуальном (визуальном) режиме, без необходимости наличия настоящего офиса, штата персонала.
Тем самым, традиционные представления о бизнесе сегодня сильно изменились, уступая дорогу новому, прогрессивному направлению деловых отношений.