Возможности и способности человека можно развивать

На что способе и что может человекСегодня рассмотрим такую психологическую и даже несколько философскую категорию, как: возможности и способности человека.

Каждый из нас имеет собственные, дарованные  природой способности: интеллектуальные, физические, психические и иные.   Они опосредованы уровнем развития человеческой психики и степенью нашего эволюционного развития.

То есть способности являются индивидуальными личностными свойствами, выступающими субъективными условиями успешности, эффективности какой-либо деятельности.

Человеческие способности не сведены к имеющимся у конкретного индивида умениям, знаниям, навыкам.

Они могут обнаруживаться в глубине, быстроте, прочности овладения приемами, способами, методами деятельности, являясь внутренними регуляторами, обусловливающими одновременно возможность их приобретения.

Возможности же выступают направлениями развития, которые присутствуют в каждом жизненном процессе; являясь в качестве предстоящего действия, объясняющего его мотивы, причины.

Таким образом, категории возможности и способности человека тесно взаимосвязаны, так как последнее определяет наличие первого.

Психологи определяют место человеческих способностей в общем процессе психического развития в качестве конкретизации общего свойства мозга, психики.

А именно: как отражение объективного мира, дифференцируемое на конкретные психические функции, определяющее индивидуальную выраженность.

Человечество всегда интересовали его способности, их пределы,  средства, пути реализации (возможности), допустимость выхода за естественные пределы.

Благодаря этому интересу сегодня исследуются феноменальные и паранормальные способности человека. Кроме того, ряд ученых выделяет в отдельную категорию резервные способности.

Для современности особый интерес представляют конкретные точки, где соприкасаются возможности и способности человека, то есть те грани, в которых осуществляется непосредственный переход от первых ко вторым, потому как не всякие способности могут стать нашими возможностями.

Еще первобытные люди пытались расширить диапазон своих возможностей посредством подчинения сверхъестественного начала природы: изобретая сложные магические ритуалы, совершая обряды.

Несколько позже появились первейшие системы личностного развития, самосовершенствования. Одной из древнейших систем является индусская йога, насчитывающая несколько тысячелетий.

Однако биологического развития, дальнейшего физиологического эволюционирования на современном этапе и в течение предшествующих многих тысячелетий так и не происходило.

Таким образом, в настоящий период человеческой цивилизации мы можем говорить только о расширении психических, интеллектуальных возможностей, вытекающих из соответствующих способностей.

В то время как физические возможности ограничены установленным природой, богом пределом (нормой).

Поэтому современные люди должны направлять свои усилия на развитие именно психических способностей, таких как: память, мышление, воображение, творчество, разум, интеллект и т.д.

Отрицать их наличие уже бессмысленно. Сегодня даже существуют спецшколы по развитию сверхспособностей. Это обусловлено взаимосвязью и нынешними пределами категорий «возможности и способности человека».

Причем речь идет не только о стандартном наборе психоэмоциональных способностей, но и о сверхвозможностях, которые раскрываются спонтанно под воздействием сильных внешних, внутренних факторов или благодаря целенаправленной работе самого индивида.

Комментировать