Формирование и развитие способностей – путь к успеху

Фрмируем и развваем способностиВсе потенциальные возможности заложены в нас изначально, а высвободить их, пробудить помогает формирование и развитие способностей – важный этап на пути самосовершенствования.

В подсознании каждого человека  концентрируется информация  о накопленном предыдущими поколениями опыте. Эти сведения составляют исходную основу, опираясь на которую мы можем ставить новые задачи, решать их.

Следовательно, формирование и развитие способностей связано с овладением накопленными в поколениях знаниями, материальной, духовной культурой.  Овладение знаниями происходит либо в процессе  обучения, либо в ходе деятельности индивида.

При теоретическом пополнении запаса информации мы не можем однозначно утверждать, что у нас есть к рассматриваемому занятию склонность, способности. А в процессе деятельности наглядно видно, получается у нас это или нет. Кроме того, практика позволяет:

  • познать свойства материалов;
  • испробовать собственные силы, возможности;
  • если речь идет о коллективной деятельности, то она помогает также узнать психические  качества   людей;
  • помогает приноравливать, приспосабливать силы к требованиям деятельности;
  • позволяет формировать в себе недостающие свойства.

Вот почему практику можно рассматривать как источник, фактор формирования и развития способностей.

Иную роль в развитии, формировании способностей играют обучение и самовоспитание. Способности могут развиваться внезапно (стихийно, спонтанно) на практике, но без теоретического подспорья на это уйдет больше времени и сил.

Обучение и самовоспитание ускоряют этот процесс,  потому как они устраняют ненужные звенья в механизме деятельности.

В обучающем процессе мы овладеваем знаниями о событиях  природной, общественной реальности, а также о способах решения теоретических, практических задач.  Знания  закономерностей действительности обеспечивают человеку некую подготовленность  к  деятельности, вспомогательный базис формирования способностей.

Соотношение обученности (наличия базовых знаний) и дальнейшей обучаемости (способности постоянно овладевать полезной информацией) является необходимым для развития личности.

Способности каждого человека развиваются постепенно, но при этом неравномерно. Здесь первичным фактором является постепенное обнаружение природных свойств, исходя из реальных требований деятельности.

Так, например, особая чувствительность глаза, свето-, цветовосприятие соотносится с мелкой активностью кистей руки при развитии  способностей к  живописи. Слуховая чувствительность появляется с речедвигательной регуляцией у вокалистов.

Овладение знаниями, умениями в процессе деятельности, постепенное их обобщение, приспособление  приводят  к  образованию  специальных, универсальных механизмов,  систем,  обеспечивающих решение постоянно усложняющихся новых задач.

Общество выделило для себя когнитивные способности (психические процессы, связанные с приемом, обработкой сведений, решением задач, генерированием новых идей), как наиболее необходимые для развития в современных условиях.

Сегодня формирование и развитие способностей подобного плана возможно следующими методами:

  • естественное достижение природного максимума (за счет здорового образа жизни, обучения, тренировок, медицинских препаратов, саморегуляции);
  • визуальное мышление;
  • генерация идеи (мозговой штурм);
  • физическое воздействие (электростимуляция мозга).

Таким образом, человечество вплотную подошло к формированию и развитию способностей искусственным путем.

Комментировать