Некоторые ученые, в том числе педагоги, сегодня пришли к выводу, что достигает наибольшего прогресса в обучении, становлении только саморазвивающиеся индивиды. Самосовершенствоваться человеку помогает технология саморазвития личности.
Развитие, определяемое содержанием, уровнем психического развития личности в конкретный период, именуется психогенным развитием, саморазвитием. Самовоспитание является неотъемлемой и важной частью процесса саморазвития.
Самовоспитание, самосовершенствование, саморазвитие — процесс управляемого личностью, осознанного развития, в котором целенаправленно, в интересах самой личности, формируются, развиваются ее качества, способности.
Внутренняя часть процесса — психическая деятельность человека как субъекта самовоспитания, саморазвития. Она происходит на внутриличностном уровне, представляя собой:
- восприятие, определенную переработку информации,
- присвоение личностью внешних воздействий, адаптацию, трансформацию их в свои качества;
- понимание (интерпретацию) таких воздействий, их оценку.
Высшие духовные потребности: в познании, в самовыражении, в самоутверждении, в самоопределении, в безопасности, в самоактуализации относятся к стремлениям саморазвития, направленным на созидание, самосовершенствование, улучшение личностью самой себя.
Физиолог, биолог Ухтомский А.А. выдвинул, обосновал фундаментальный принцип доминанты (мотивации, ориентации, установки, господствующей потребности личности), являющийся основой направленной активности живых систем, включая человека.
Применение данного принципа к психическим процессам доказывает многие закономерности формирования, развития человеческой личности.
Вся жизнедеятельность человека являет собой цепь сменяющих друг друга разнообразных доминант. Они могут быть менее или более сильными, осознаваемыми, неосознаваемыми, ситуативными, долговременными. Поэтому доминанты являются важнейшими механизмами самовоспитания.
По мнению А.А.Ухтомского, для человека наиважнейшей является доминанта творчества, постоянного нравственного совершенствования, искания истины.
Научно выработанная существующая ныне технология саморазвития личности Ухтомского-Селевко в своем становлении пережила три последовательных этапа:
- 1992-1995 гг. – создание инновационной модели на основе школы А.А. Ухтомского;
- 1995-2002 гг. – разработка, апробирование учебно-методического курса «Самосовершенствование личности» посредством создания межрегиональной сети экспериментальных площадок;
- 2003-2004 гг. – распространение наработок в практике российских школ в пределах проекта Международной Академии наук педагогического образования «Центра развития, саморазвития личности».
Чтобы процессы самосовершенствования перешли в доминантную фазу в нашем психическом развитии, необходимо наличие условий:
- осознание личностью целей, задач, возможностей своего развития, саморазвития;
- адекватные стиль, методы внешних воздействий: условий обучения, самовоспитания, уклада жизнедеятельности;
- участие личности в творческой, самостоятельной деятельности, определенный опыт успеха, тренинг достижений;
- создание доминантной мотивации-установки на самовоспитание, формирование культа самосовершенствования.
Таким образом, сегодня существует научно обоснованная технология развития личности, позволяющая достигать больших успехов в саморазвитии, самосовершенствовании, в персональном прогрессировании.
В данном случае, я только уточню, Ухтомский выдвинул свою идею в 1923 году. А пришел к ней еще раньше, в начале 20-го века.
И, как видите, только в 1992 году пришло время ее применения, хотя, скорей всего реально она применялась раньше. Тут скорее следует говорить о целенаправленном использовании данной идеи в процессе обучения и развития для массового применения.
В целом, лично я, согласен с основными идеями Ухтомского. Не могу ничего сказать по Селевко (после его модернизации идей), но при беглом знакомостве на его сайте http://www.selevko.net/5polozhenie.php ничего противоричивого не встретил. Если такие технологии внедряются в школах, и за ними не стоят Иные Личностные цели внедряющих, то можно только порадоваться этому.
Хотя, все-таки, я бы сказал, что для полноты процесса обучения и принципов обучения я бы ознакомился с работами российского нейрофизиолога Александрова Юрия Иосифовича.
Ответить