Законодательство рассматривает процесс ликвидации предприятия в двух основных формах: принудительная и добровольная.
Принудительная ликвидация осуществляется после соответствующего решения государственных органов или на основе судебного решения.
А вот добровольный процесс ликвидации предприятия может проходить по следующее схеме.
Первый шаг – принятие решения учредителей (в устной и письменной формах) о ликвидации компании, о чем составляется протокол.
Второй шаг – нотариально заверенное уведомление налогового органа, которое осуществляло регистрацию предприятия, в трехдневный срок о принятом решении.
В налоговой инспекции вносится соответствующая запись о начале ликвидационного процесса.
Помимо уведомления необходимо предоставить состав ликвидационной комиссии или указать единоличного участника данного процесса.
Налоговая инспекция должна в течение 3-х дней согласовать и одобрить данный список, ликвидатора.
Шаг третий – подача объявления в СМИ о начале ликвидационного процесса.
Это необходимо для публичного уведомления кредиторов, заинтересованных лиц, чтобы они могли в законный срок представить свои требования, претензии к ликвидируемой фирме.
При наличии известных кредиторов (по имеющимся гражданско-правовым договорам) необходимо письменное уведомление каждого из них в отдельности.
Шаг четвертый – по истечении 2-х месяцев, отведенных для предъявления материальных претензий, составляется ликвидационный баланс фирмы (предварительный).
Проводится инвентаризация имущества, учитываются все заявки кредиторов, все задолженности дебиторов. После имущество полностью распродается, составляется график погашения задолженности.
Далее составляется нотариально удостоверенное уведомление для налогового органа о составлении предварительного ликвидационного баланса и направляется адресату вместе с балансом.
Шаг пятый – расторжение действующих договоров, соглашений, снятие с регистрационных учетов в государственных, коммерческих, некоммерческих фондах (пенсионный, страховой), полный расчет с кредиторами, закрытие расчетного счета фирмы.
После чего все документы, относимые к деятельности компании, собираются и сдаются в городской государственный архив. Далее после удовлетворения финансовых претензий кредиторов составляется окончательный ликвидационный баланс.
Потом он вместе с соответствующим уведомлением сдается в налоговую инспекцию.
Шаг шестой – оплата госпошлины, предусмотренной за закрытие фирмы. Полный пакет учредительных документов, заверенных нотариально, включая оригиналы бухгалтерской отчетности, документы, подтверждающие отсутствие задолженностей.
Вместе с заявлением о ликвидации сдаются в налоговую инспекцию. В реестр вносится запись о закрытии (ликвидации) фирмы.
Шаг седьмой – получение документов о состоявшемся процессе ликвидации предприятия: свидетельство о ликвидации, учредительные документы со штампом «недействительны в связи с ликвидацией».
Помимо обычной ликвидации фирмы, может предусматриваться прекращение ее деятельности путем реорганизации: слияния или присоединения, а также продажи и банкротства.
Чтобы ускорить процесс ликвидации предприятия можно воспользоваться услугами посредников – юридических фирм, предлагающих подобные услуги.
При содействии таких фирм, ликвидация может пройти гораздо быстрее, но за это придется и заплатить определенную сумму — не менее 15.000 рублей при обычной процедуре. А в среднем, расценки варьируются от 20.000 до 150.000 рублей.