Система продвижения продукции, включающая методы сбыта товаров, является одной из важнейших составляющих в маркетинговой политике фирмы.
Маркетологи в сбытовой политике обязательно затрагивают вопросы выбора оптимальных каналов, методов сбыта товара, что при грамотном использовании, безусловно, увеличивает прибыль компании.
Наиболее распространенным вариантом сегодня выступает система прямого сбыта, представляющая собой метод реализации товара, основой которого является установление, поддержание долгосрочных взаимоотношений с индивидуальными потребителями посредством интерактивных целевых средств распространения информации.
Таким образом, прямой сбыт являет собой поиск, завоевание, сохранение клиентуры. Типовые интерактивные средства организации процесса сбыта:
- обычная почтовая реклама;
- адресная почтовая реклама;
- система телемаркетинга;
- периодические журналы;
- реклама с обратной связью;
- газеты;
- электронные средства информации;
- вкладыши, обложки, каталоги;
- торговые выставки, ярмарки;
- любые иные средства, обеспечивающие возможность ответной реакции.
Далее идут оптовые методы сбыта товаров. При оптовой торговле, как правило, товар закупается крупными партиями. Такие закупки осуществляют посреднические фирмы с целью дальнейшей перепродажи более мелким оптовым компаниям, предприятиям оптово-розничной (розничной) реализации.
На практике в большинстве ситуаций оптовая торговля не соотносится с реализацией продукции конечным потребителям. Она позволяет изготовителям через посредников сбывать продукцию с минимальным непосредственным контактом с потребителями.
С оптовой торговлей тесно связаны ее участники, такие как: брокер, торговый агент, дилер. Оптовый метод реализации товара широко распространен во всем мире.
Из всего вышесказанного следует вывод, что оптовый метод относится к косвенному методу сбыта, при котором производители используют услуги различных посредников для достижения товара потребителей.
Разновидностью оптового метода являются тендеры, контракты госзакупки или госпоставки. Чтобы получить такой контракт необходимо выиграть устраиваемый заказчиком конкурс. А для этого необходимо отвечать конкурсным требованиям.
Следующим методом сбыта товаров выступает розничная торговля. Розничная торговля включает:
- реализацию продукции населению для личного потребления;
- продажу товаров предприятиям, учреждениям, организациям для коллективного потребления, хозяйственных нужд.
Товары здесь продаются через предприятия розничной торговли, организации общественного питания, а также со складов предприятий- изготовителей, в фирменных магазинах, посреднических организациях, заготовительных пунктах, ателье, мастерских.
Розничная торговля может быть стационарной, передвижной, посылочной.
Стационарная торговая сеть включает в себя:
- крупные магазины,
- ларьки, киоски, палатки,
- торговые автоматы.
Различают при этом сбыт в магазине самообслуживания, обычную и консультационную, каталоговую (по образцам) магазинную продажу.
Передвижная торговая сеть бывает развозной с применением вагонолавок, тележек, кег, автоматов, и разносной с использованием лотков, корзин, других несложных устройств. Подвидом ее выступает прямая продажа на дому (персональная продажа).
Таким образом, сегодня существуют разнообразные методы сбыта товаров, но выбирать конкретные из них, необходимо уже исходя из реальных условий вашего бизнеса, количества, выгодности предложений, возможностей компании.