Теория Z, все ее преимущества и недостатки

Tweet

Теория ZТеория Z разработана американским профессором У.Оучи. Она основана на японском опыте управления, дополняет теории “X” и “Y” Д. Мак-Грегора.

Главной отличительной чертой этой теории является обоснование коллективных принципов мотивации. Согласно этой теории, на мотивацию работников должны влиять ценности всего предприятия.

Эти ценности у сотрудников надо развивать при помощи правильной организации и стимулирования преданности общим целям и коллективу, отношений солидарности, доверия. Цели работника и цели компании должны совпадать.

Теория Z имеет следующие принципы:

  • групповое принятие решений;
  • на мотивы людей влияют биологические и социальные потребности;
  • каждый несет ответственность за результат своего труда;
  • неформальный контроль за итогами труда на основе критериев оценки и четких методов;
  • организация должна постоянно организовывать мероприятия по самообразованию, и перемещать сотрудников с одного рабочего места на другое для их лучшего ознакомления с производством;
  • медленное продвижение по карьерной лестнице;
  • служебная карьера должна проходить медленно с продвижением людей при достижении ими определенного возраста;
  • руководство должно заботиться о своих работниках;
  • именно человек влияет на успешную деятельность компании, так как он является основой любого коллектива.

Теория «Z» описывает хорошего сотрудника, который предпочитает работать в группе, у него стабильные цели в его работе на долгую перспективу.

Стимулировать сотрудников к труду можно используя сначала материальное, а затем и моральное поощрение.

Теория мотивации, дающая общее представление человека-работника, при ее использовании помогает понять, как лучше мотивировать людей на труд.

Преимущества теории «Z»:

  1. Главное внимание уделяется мотивированию всего коллектива и раскрепощению инициативы сотрудника.
  2. Руководители постоянно бывают на производстве, дружески общаются с подчиненными.
  3. Медленное продвижение по службе, благодаря чему руководство может точнее оценить способности работников.
  4. Обучение без отрыва от места работы.
  5. Возможность постоянного повышения квалификации.

Недостатки теории «Z»:

  1. В организацию, использующую такую теорию, обычно стремятся нанимать сотрудников себе подобных.
  2. Применение патриархальных ценностей и традиций.
  3. Не всех может устраивать медленное повышение по карьерной лестнице.

Современные крупные компании очень часто берут за основу построение системы мотивации персонала на основе теории Z. Предприятиям с многоуровневой организационной структурой чаще всего приходится сталкиваться с ее достоинствами и недостатками.

Многие из ее принципов действуют еще со времен модели управления, действовавшей на больших государственных предприятиях бывшего Советского Союза, и особенно это касается медленной оценки профессионального уровня.

Очень многие люди, работающие в таких компаниях целыми поколениями, от деда к внуку, привыкли к такой системе, и ошибочно полагают, что других условий не бывает, и что действующая система – самая лучшая.

Но, никогда не стоит забывать о том, что всегда существует разнообразие других вариантов, и не сошелся клином свет на одном крупном предприятии в городе. И если Вы ощущаете, что медленный темп не для Вас, то всегда есть возможность изменить свою жизнь, начиная прямо с завтрашнего дня.

Получите БЕСПЛАТНО книгу!

Более 50 реальных положительных отзывов!

100% гарантия первого результата еще в процессе чтения!

Введите Ваше имя:
Введите Ваш e-mail:
 
Получайте ВСЕ новые статьи сайта сразу же себе на электронную почту! Для этого введите свой эл. адрес в форму, которая расположена ниже:

Поделиться в соц. сетях:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

Комментарии (5)

  1. Алексей пишет:

    Очень интересная тема!

  2. Александр Ризун пишет:

    Интересная тема! Мне кажется, что теория Z довольно неплоха. Например, медленное продвижение тоже не всегда недостаток. В любом случае это лучше, чем беспорядочные кадровые перестановки.

  3. Константин пишет:

    “Нанимать сотрудников себе подобных” – ограничить развитие организации, не впустить новую кроьв. Достаточно серьёзный недостаток, если не предпринять меры.

  4. Александр Туманов пишет:

    Спасибо за интересные статьи.

  5. Мария пишет:

    Спасибо за статью! Отчасти это хороший способ мотивации

Комментировать

Использование материалов возможно только при размещении активной ссылки на сайт /
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Каталог сайтов Top.WapStart.ru Яндекс.Метрика