Век живи – столетие учись. Эта народная мудрость гласит, что овладение знаниями и умениями должно быть постоянной составляющей непрерывного процесса нашего жизненного пути.
Основой же овладения знаниями, навыками является обучение. Именно оно позволяет нам правильно усваивать информацию, направлять ее в нужное русло, практически применять в нашей деятельности. Усвоение же знаний возможно посредством активной мыслительной деятельности.
Процесс обучения складывается из нескольких стадий. Первая — восприятие объекта, связанная с выделением его из общего фона, определением существенных, индивидуальных свойств.
Далее идет осмысление, в рамках которого происходит усмотрение наиболее существенных для объекта связей, отношений. Следующая стадия — формирование знаний, что предполагает процесс запечатления, запоминания выделенных свойств, отношений в результате их многократного восприятия, фиксации.
Потом происходит активное воспроизведение человеком воспринятых, понятых существенных свойств, отношений.
Завершает все этап преобразования, связанный с включением вновь воспринятой информации (знания, сведений) в структуру прошлого опыта, или с использованием их в качестве средств построения нового знания.
Часто перечисленные стадии формирования знаний применяют в качестве критериев оценки степени их усвоения. Итак, знание проходит путь от его первичного осмысления, буквального воспроизведения, потом к пониманию; применению знаний в знакомых либо новых условиях; оцениванию человеком полезности, новизны этого знания.
Естественно, если знания остаются лишь на первой стадии, то роль их для развития невелика. А вот если человек применяет их в незнакомых условиях, оценивает, анализирует, то это уже значительный шаг в умственном развитии.
Сегодня овладение знаниями и умениями может происходить на разных уровнях:
- воспроизведение по образцу, инструкции (репродуктивный уровень);
- поиск, нахождение нового знания, нестандартного (необычного) способа действия (продуктивный уровень).
Наличие уровней усвоения знаний важно потому, что последние оказывают влияние на качество человеческого мышления, его шаблонность, стереотипность или, наоборот, оригинальность, креативность.
Выделяют следующие этапы усвоения знаний:
- различение (распознавание) предмета;
- запоминание;
- понимание;
- применение.
Применение знаний, умений, навыков — важнейшее условие практической значимости обучения.
Полученные знания становятся в наших руках средством воздействия на явления действительности, а приобретенные умения, навыки — орудием практической деятельности в процессе их применения.
Еще одной функцией применения знаний, навыков является получение с их помощью новых знаний: превращение их уже в инструмент познания. В основном речь идет о мысленном преобразовании исходных моделей действительности в целях получения новых сведений, детально отражающих реальный мир. Пример такого применения — мысленное экспериментирование.
Способность использовать имеющиеся знания для получения новых сведений именуется интеллектуальными умениями, навыками. В практической деятельности обязательное применение интеллектуальных, специфических умений, навыков в совокупности обеспечивает успешность труда, профессиональных занятий.
В современном мире овладение знаниями и умениями является непременным условием развития личности. Без этого невозможно сегодня успешное саморазвитие, совершенствование, необходимое для повышения собственной конкурентоспособности в профессиональной, творческой, предпринимательской среде.
Ярослав! Вручаю Вам Кубок признания! Меня очень порадовал Ваш сайт. Люблю людей, которые верят в свои силы и возможности и идут вперед несмотря ни на что! Удачи Вам! Забирайте свой Кубок!
http://cha-in-ka.com/biznes-v-internete/kubok-priznaniya