Давно уже известно, что люди работают эффективнее, если они в этом заинтересованы. Такую заинтересованность позволяют формировать принципы мотивации персонала предприятия.
Мотивация — это применение к сотрудникам системы стимулов, объектов воздействия на их трудовые усилия, целеустремленность, старания для решения задач организации.
Чем большее потребностей работника реализуется, удовлетворяется посредством труда, тем важнее роль работы в его жизни, а значит, тем выше трудовая активность такого сотрудника.
Следовательно, мотивационными стимулами могут выступать любые блага, удовлетворяющие потребности персонала, если получение их предполагает трудовую деятельность.
Благо только тогда становится стимулом работы, когда оно формирует мотив такого труда.
Поэтому стимулирование (мотивация) труда – способ вознаграждения персонала за работу, основанную на сопоставлении требований технологии, эффективности труда, посредством материального, психологического воздействия.
Мотивация труда предполагает, что активная трудовая деятельность, дающая высокие результаты, становится необходимым, достаточным условием удовлетворения потребностей персонала, формирования мотивов труда.
Мотивационная система труда опираться должна на определенную нормативную базу. Каждый работник должен знать:
- какие конкретно требования к нему, его трудовым функциям предъявляются;
- какое вознаграждение получит он при неукоснительном их соблюдении;
- какие последуют санкции в случае их нарушения.
Хорошая трудовая дисциплина всегда включает элементы принуждения, ограничивая тем самым свободу выбора вариантов возможного поведения. Но грань между мотивируемым и контролируемым поведением условна, потому что работник с сильной трудовой мотивацией обладает привычкой добросовестно выполнять трудовые требования, наделен самодисциплиной.
Существуют следующие принципы мотивации персонала:
- открытость, объективность. Любая мотивационная система должна быть максимально понятна для персонала и справедлива;
- поощрение за результат. Персонал видеть должен связь между результатом труда и поощрением;
- поощрение – основной мотив. Должно соблюдаться правильное соотношение поощрений и наказаний в пользу первых;
- преобладание, разнообразие нематериальной мотивации;
- повышение самостоятельности, ответственности персонала;
- стимулировать, а не удерживать. Работа должна быть интересна персоналу, предоставлять для них новые возможности, а не «перекрывать кислород»;
- соблюдение связь вида мотивации с возрастными, статусными различиями; — индивидуальный подход;
- подчеркивание связи результатов труда каждого сотрудника с общими достижениями предприятия;
- мотивация должна гармонично вливаться в общую организационную систему предприятия.
Каждый руководитель должен использовать данные принципы мотивации персонала и разрабатывать систему стимулирования сотрудников в соответствии с их реальными индивидуальными потребностями.
Не стоит забывать, что одни и те же мотивы не могут удовлетворять всех без исключения, поэтому всегда необходимо тщательно продумывать варианты стимулирования и подбирать к каждому работнику персональный подход.
Подобные усилия никогда не проходят даром, потому что заинтересованный сотрудник всегда работает намного эффективней, продуктивней, нежели незаинтересованный.
Кроме того, это сократит процентные показатели текучки кадров, ведь персонал будет бояться потерять выгодную, интересную работу.
Новое в понимании трудовых мотивов и установок:
«Мотивы труда (трудовая мотивация) — есть стремление субъекта сохранить или умножить свои ресурсы посредством трудового поведения».
Ильясов Ф. Н. Методология ресурсного подхода к анализу трудовых мотивов и установок // Мониторинг общественного мнения. 2013. №5. С. 13-25. — http://www.iliassov.info/2013/job-motiv.html
Ответить