Стереотипность мышления мешает жить – это научный факт. Если человек не способен мыслить вне заученных шаблонов, известных рамок, то ни о каком реальном прогрессе говорить здесь не приходится.
Вот почему для проверки мыслительных способностей соискателей вакансий многие современные компании используют методы решения нестандартных задач.
Если человек способен найти решение для подобной задачи – значит, он может логически мыслить в различных ситуациях и находить решения даже для запутанных случаев, сложных проблем.
Различные методы решения нестандартных задач применяются для решения задач Ферма.
Этот итальянский физик разработал собственную систему составления и решения задач, которые раскрывают творческий потенциал человека, его глубину, креативность мышления.
Сегодня методы решения нестандартных задач используют в качестве средств развития творческого мышления, как взрослых, так и детей.
Естественно, чем раньше человек будет знакомиться с подобными заданиями, пробовать их решать, тем быстрее его мышление приобретет гибкость.
Такие задания выполняют целый ряд функций:
- развивают интеллектуальный потенциал личности, творческие, мыслительные способности;
- имеют непосредственную связь с практикой, решением реальных жизненных ситуаций, проблем;
- формируют особый стиль мышления, позволяющий находить решение при любых исходных данных;
- развивают логическое мышления, аналитические способности.
Это обусловлено тем, что человеческая мыслительная деятельность делится на два основных блока:
- репродуктивную (воспроизводящую) – решение стандартных задач уже известными методами: формулами, алгоритмами;
- продуктивную (поисковую) – решение нестандартных задач уникальными способами.
Даже, исходя из этих формулировок, становится понятно, что репродуктивное мышление не развивает человека, а заставляет его зубрить давно известные методы решений и применять их к таким же типовым заданиям.
Иными словами, применяя этот способ мышления, человек не развивается самостоятельно, а только загружает свою память определенной информацией и при необходимости извлекает ее для решения задач.
Таким образом, невозможно проверить реальные интеллектуальные способности человека, а только его способность к запоминанию.
А вот методы решения нестандартных задач раскрывают реальные собственные возможности интеллекта, мышления человека. Здесь открывается простор для применения фантазии, образного, логического, аналитического мышления.
На самом деле методы решения нестандартных задач гораздо практичнее, нежели способы нахождения ответов на типовые задания.
Так, например, такие сферы деятельности как бизнес, юриспруденция, экономика, медицина, психология постоянно сталкиваются с различными нестандартными задачами, которые носят формат ситуаций.
Обычные алгоритмы решений здесь не подходят, потому что нет единых формул для решения многоплановых ситуаций с различными поворотами сюжетных линий.
Так, например, бизнес-решение зависит от различных внешних и внутренних условий. И конкретный вариант будет зависеть не только от базовых координат, но и от личностных характеристик самого бизнесмена.
Используя методы решения нестандартных задач, человек развивает практичность мышления, приспосабливая его под любые условия.
И если в типовых заданиях отсутствие каких-то данных приводит к нерешаемости задания, то в нестандартных ситуациях решение всегда существует.
Но выражено оно может быть не в точных показателях, а в вероятностных категориях.
>>Стереотипность мышления мешает жить – это научный факт.
Вот что за вранье? Прежде чем делать такие утверждения, нужно дать хотя бы ссылку на научную статью.
Вот разве стереотипность мышления мешает пчелам делать свое дело? Прекрасно живут и без этого.
В остальном статье указаются в целом верные мысли.
Но, Если сказали про Задачи Ферма, почему бы их не указать?
И если уж говорить о нестандартных задачах, явно стоило упоминуть систему ТРИЗ.
ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Была разработана Альтшуллером.
К сожалению, очень сложная и громоздкая система, и есть основания предположить, что малопригодная для массового внедрения. Но идеи там неплохие.
В общем, в статье явно не хватает конкретных примеров, как оценить данную нестандартность.
От себя могу предложить такой легкий с одной стороны пример, а с другой требующий мыслительных усилий.
Математика. школа.
Многие ее уже забыли, поэтому этим мы исключаем пункт №1 статьи «решение стандартных задач уже известными методами: формулами, алгоритмами». Вряд ли люди закончившие универ помнят этот алгоритм. Но поскольку это школа, то базовые приемы и методы знакомы.
Итак, суть:
давайте раскроем скобки в выражении:
(2х + 3y)*(x-2y).
Думаю, многие справятся с этим заданием. Получим выражение:
2x^2 — 4xy + 3xy -6y^2 = 2x^2 — xy — 6y^2.
ничего сложного, верно?
А вот теперь, внимание… Есть обратное задание. разложить выражение на множители.
То есть человеку дается выражение:
2x^2 — xy — 6y^2.
И дается задание привести его к множителю вида (Ах+By)*(Cx+Dy).
и вот тут, поверьте мне, у забывшего школьную программу человека мозг начинает активно соображать, как ему решить эту в целом простую и ясную задачу.
попробуйте сами. В этом задании открывается способность к нестандартности. типовой алгоритм есть, но он сложен и его никто не помнит. Поэтому в этом задании аналитические способности рулят:)
Ответить