Основные (обязательные) правила коммерции указаны в законодательных актах. Одним из базовых законодательных актов, устанавливающих правовые рамки продажи товаров, предоставления услуг потребителям в РФ — закон о защите потребительских прав.
Соответственно в других странах действуют собственные аналогичные акты. Кроме того, существуют международные нормы коммерции, предусмотренные двух или многосторонними соглашениями, а также Конвенциями в области внешнеэкономической деятельности.
Эти нормы применимы, когда речь идет о коммерческой деятельности между субъектами рынка двух или более государств.
Также правила ведения законной экономической деятельности во многом регулируются общими нормами гражданского законодательства. Что касается внешнеэкономической деятельности, то она регулируется также нормами международного частного права.
Для России — это нормы ГК РФ раздела шестого (третьей части).
Таким образом, обязательные правила коммерции установлены национальным и международным законодательством. Что касается неписаных правил, то здесь действуют так называемые обычаи торгового, делового оборота, существующие в мире вообще и в каждом отдельно взятом государстве с давними традициями торговли.
Согласно пятой статьи ГК РФ, обычаем считается широко применяемое сложившееся в какой-либо сфере предпринимательства, иной деятельности, законодательно не предусмотренное правило поведения. Вне зависимости от того, зафиксировано ли оно документарно или нет.
При этом, во второй части этой же статьи поясняется, что обычаи, которые противоречат обязательно применимым положениям законодательства либо договору, не подлежат применению. Следовательно, преимущественное значение имеют все-таки законодательно регламентированные правила коммерции.
Помимо вышеуказанных обязательных правил, существуют, конечно же, и практически формирующиеся правила ведения бизнеса. Но все они носят лишь рекомендательный характер и придерживаться их вовсе необязательно.
Кроме того, коммерция — это одна из сфер профессиональной общественной деятельности, в которой отсутствуют общепризнанная профессиональная этика.
Сегодня существуют кодексы профессиональной этики для многих видов деятельности. А вот коммерсанты (во всяком случае в РФ) не обзавелись подобным правовым актом.
Именно поэтому их деятельность не является саморегулируемой. Ведь, по сути, бизнесмены не имеют единого коллегиального органа, который бы регулировал их отношения изнутри (без вмешательства государственных структур).
А для современного общества это большой минус. Каждая деятельность должна не только иметь законодательно закрепленные рамки, но и инструменты внутреннего регулирования.
Если бы такая организация в среде коммерсантов существовала, то она могла бы создать особые этические правила коммерции, которые бы позволили избежать многих правовых споров и коллизий.
В качестве положительного примера можно привести этические нормы предпринимательства, разработанные в 1986 году международной организацией “Круглый стол мирового бизнеса”, в которую входили представители бизнеса Японии, США, Европы. В основу их правил легли принципы функционирования японских корпораций “кесей”, основатели и сотрудники которых воспринимали бизнес, как часть своей жизни, и соответственно относились к нему так же.
Социальная ответственность должна стать основой современных правил коммерции. И пока это не достигнуто, бизнесмены и покупатели будут продолжать находиться по разные стороны баррикад, постоянно вступая в конфликты друг с другом.