Все люди нуждаются в определенных материальных благах, то есть обладают потребностями, и если мы не можем произвести какие-то блага самостоятельно или же нам выгодней купить их, то мы приходим за ними в магазин, на рынок.
Естественно, что человек должен располагать необходимыми деньгами для покупки, поскольку бесплатно ничего получить нельзя, а та часть потребностей, которая обеспечена платежеспособностью, именуется реальный спрос.
Это означает, что в рыночных отношениях мы сталкиваемся не с потребностями как таковыми, а с определенным спросом.
Данный термин, а вернее, полный его вариант — «платежеспособный или реальный спрос», ввел в экономический оборот Томас Роберт Мальтус — английский экономист.
Сделал он это, чтобы провести грань между мечтаниями людей о получении каких-то благ и их реальными возможностями такие блага приобрести.
Хорошо данное различие описал Адам Смит — предшественник Мальтуса: даже бедный человек может обладать спросом на карету.
Он может желать иметь ее; но такой спрос вряд ли станет реальным спросом, поскольку карет, которые мог бы себе позволить бедняк не существует.
Мальтус же довел эту мысль до предельной ясности, переименовав то, что Смит называл «реальный спрос», в спрос платежеспособный.
Его выводы позволяют нам сегодня сформулировать одно из основных правил экономической жизни: «Только те желания людей имеют значение для рыночных процессов, которые могут быть подкреплены реально достаточными для покупки хотя бы одной единицы товара денежными суммами».
Спрос в подобном понимании характеризует состояние рынка, связь массы товаров, которую готовы купить люди, с величиной цен, по которой они реально могут совершить покупку.
Другими словами, масса (объем) покупок, величина спроса, непосредственно зависят от цены приобретения этих товаров.
Рыночный реальный спрос являет собой размер фактической реализации товаров за промежуток времени, выраженный в натуральных, стоимостных показателях. Он определяем как сумма денежных средств, направляемых на приобретение товаров при конкретном уровне цен на них.
К способам оценки реального спроса относятся:
- замеры продаж, запасов, поступлений товаров в ассортименте по выборочной совокупности магазинов за определенный период времени;
- расчет на основе объемов экспорта, производства, импорта, товарных запасов;
- оценки потребительских расходов по бюджетной статистике.
Прогнозирование реального спроса осуществляется различными методами. Обычно здесь реализуется комплексный подход, который учитывает сильные, слабые стороны применяемых методов.
Существуют также способы мониторинга (изучения) реального спроса. Для этого некоторые компании проводят специальные социологические опросы, основной целью которых является выявление платежеспособного спроса населения, проживающего в определенном регионе.
Такие опросы могут проводиться в интерактивном режиме, предлагая пройти опрос всем желающим, посещающим официальные сайты торговых компаний, приглашение к прохождению социологических опросов может посылаться адресно на обычную или электронную почту.
Кроме того, социологические опросы могут проводиться по телефону. Оператор предлагает пройти опрос всем желающим.
Еще одним способом проведения социологических опросов является предварительное создание специальных групп исследования, которые за символическую плату или иные поощрения участвуют во всех проводимых опросах.
Таким образом, реальный спрос на товары, услуги определяется наличием конкретных денежных средств у покупателей.