Чтобы уйти от обыденного подхода к рекламному сообщению, нужно передвинуться вверх от повседневности до наивысших идей, от стандартов понимания до уровня осмысления.
Чтобы это стало возможным, необходимо использовать модель Дилтса, основой построения которой являются логические уровни. Данное понятие заимствовано из НЛП (нейролингвистического программирования), и широко применяется профессионалами рекламного ремесла для усиления влияния рекламы на конечного потребителя товара.
Уровень 1. Окружение
Производится выбор места и времени, дается ответ на вопрос: «Когда?» и «Где?». Это могут быть олимпийские игры или карнавал, сибирская глубинка, жаркий южный берег или бескрайняя степь, и.т.д. Окружение – это те границы и рамки, в которых преподносится рекламное сообщение.
Уровень 2. Поведение
Ответ на вопрос: «Что я сделаю?», «Что я делаю?». Текст сообщения из рекламного ролика должен быть направлен на разрешение конкретного вопроса или бытовой проблемы: выстирать трудно выводимое пятно, избавиться от боли в горле, качественно вымыть посуду без горячей воды. Образ рекламы должен дать возможность освободиться инстинкту из первой ступени потребностей – голода, жажды, страха, секса.
Уровень 3. Способности
Ответ на вопрос: «Что нового я получу?», «Какие у меня появятся новые качества?». Кубики бульона позволяют вкусно готовить, порошок из рекламы – чисто выстирать, мятная жевательная резинка – успешно справляться с управлением подчиненными. На этом уровне появляется ответ на вопрос: «Как?».
Уровень 4. Ценности
Ответ на вопрос: «Для чего именно?», «Во имя чего?» Мыло предоставляет чистоту и безопасность от микробов, средства гигиены – дают уверенность в себе, лезвия бритвы дарят удовольствие от процесса бритья.
Происходит активная эксплуатация важных каждому ценностей – успех в карьере, красота и здоровье, благополучие и процветание, семейное счастье и забота о близких.
Производителю рекламы крайне важно крепким узлом связать ценности с товаром, направляя стремление к конкретной ценности на путь приобретения продукта. Как, например, сделала фирма Кэдбери, использовав слоган: «Счастье – в щоколаде.»
Уровень 5. Самоидентификация
Ответ на вопрос: «Кто я?». Удовлетворяется потребность в обретении сущности.
Прекрасные женщины и настоящие мужчины, которые в рекламе утопают во внимании противоположного пола, пользуются теми или иными товарами. Прививается идея, что достаточно приобрести то же самое, чтобы соответствовать образу «сверх Я», который сформирован масс-медиа.
Например:
«Пользуйтесь этим дезодорантом, тогда Вы – настоящий мужчина с большой буквы, и все девушки – Ваши!»;
«Почувствуй себя путешественником – закури эти сигареты!».
Подобные слоганы предусматривают обычный набор самоидентификаций, определения своей роли в обществе, такие, как: «Я – любящий человек (любимый)», «Я – жена (муж)», «Я – офисный работник», «Я – начальник (подчиненный».
И самый высокий,
Уровень 6. Миссия
Место для смысла, духовности, высоких идей. Сегодня современная реклама нечасто поднимается до этого уровня, потому что переживания о таких высоких категориях, как Бог, Любовь и Родина тяжело передать вербально.
К тому же, у каждого человека представления об этих материях сугубо индивидуальное, и мало поддающееся обобщению для того, чтобы такую рекламу можно было целенаправленно запустить на определенный сегмент потребителей.
Чем выше логические уровни рекламного сообщения, тем оно не только сильнее удерживает внимание, но и притягивает, трогает, завораживает, «включает» в зрителе потребителя.