Общество все время стремится к прогрессу. Бизнес, являясь неотъемлемой частью социума, тоже постоянно модернизируется, чему сегодня способствует сфера инновационной деятельности.
В целом, инновационная деятельность представляет собой комплекс технологических, научных, финансовых, организационных и бизнес-мероприятий, направленных на капитализацию накопленных знаний (навыков), технологий и оборудования.
Результатом такой деятельности являются абсолютно новые или же дополнительные (усовершенствованные) услуги либо товары.
Соответственно, сфера инновационной деятельности – это один из сегментов огромного комплекса возможных мероприятий из представленного перечня.
Суть таких действий всегда заключается в создании чего-либо нового (полностью или в части).
Инновационная деятельность направлена на:
— использование и получение экономической выгоды от результатов научных разработок, исследований;
— расширение (обновление) перечня и улучшение качества изготавливаемой продукции (услуг, товаров);
— совершенствование технологий производства с последующим внедрением, а также эффективной реализацией на внутренних и внешних рынках.
Различают следующие виды инноваций:
— технологические, возникающие при использовании наиболее совершенных методов производства продукции;
— технические, появляющиеся при изготовлении продуктов с новыми либо улучшенными свойствами (качествами);
— организационно-управленческие, связанные с процессами оптимальной организации не только производства, но и сбыта, транспорта, снабжения;
— социальные, направленные на решение проблем образования, здравоохранения, культуры, улучшение условий труда;
— информационные, решающие задачи рационального распределения информационных потоков в области инновационной и научно-технической деятельности, повышения оперативности, достоверности получения информации.
А что же такое вообще инновации? Определений этого термина тысячи, поэтому я процитирую определение Игоря Манна (гуру маркетинга в России), которое, по моему мнению, лучше всего описывает инновации.
«Инновации – это хорошая идея, реализованная хорошо».
Основными субъектами инновационной деятельности являются:
— государство (которое частично спонсирует ее и регулирует возникающие по данному поводу взаимоотношения);
— научные учреждения и специально созданные в рамках госпрограмм научные комплексы («инкубаторы», «парки»);
— инвесторы (вкладывающие свои средства в развитие и применение новшеств);
— страховые компании;
— предприниматели (физические либо юридические лица), желающие участвовать в научно-коммерческих экспериментах и внедрять на практике (в бизнесе) достижения научных разработок.
Они могут быть как заказчиками, так и исполнителями особых инновационных программ (проектов);
— посредники, поставщики и иные лица, оказывающие содействие инновационному развитию (внедрению).
В настоящее время сфера инновационной деятельности является весьма привлекательным сектором бизнеса, потому что участие в ней поощряется государством, в том числе путем предоставления налоговых льгот и государственных целевых займов на развитие малого и среднего бизнеса.
Такая деятельность позволяет отдельным предпринимателям быть вне конкуренции, так как она является результатом индивидуального внедрения особых научных разработок и бизнес-идей при тесном сотрудничестве с научными учреждениями, участвующими в федеральных и региональных программах развития инновационной деятельности.
Учитывая же большую перспективность такой области деятельности, темпы ее развития ежегодно прогрессивно наращиваются.
Таким образом, сфера инновационной деятельности – это конкретная область создания (разработки), внедрения, производственного освоения и распространения (реализации) инноваций.