Начинающих предпринимателей волнует множество вопросов, связанных с бизнесом, включая и средний срок окупаемости их проектов, вложений в собственное дело.
Начнем с самого понятия. Что такое средний срок окупаемости бизнеса? Это среднеарифметический показатель того периода, с которого ваш бизнес начнет приносить чистую прибыль с учетом покрытия всех затрат.
Точкой отсчета может служить нулевая категория, то есть показатели при которых затраты равны прибыли.
Но чтобы получить какой-то доход, нужно чтобы прибыль превышала затраты, поэтому какие-то элементы расчетов придется либо увеличить — например, отпускную стоимость, либо уменьшить — например, расходы, себестоимость продукции.
Окупаемость бизнеса и вложений в него – это также скорость возврата денег, работающих в вашем деле. Чем меньше срок этого возврата, тем соответственно окупаемость выше, а ваш бизнес — успешнее.
Периодом окупаемости является промежуток времени, необходимый для возврата вложений. Данный показатель говорит об успешности, стабильности, перспективности бизнеса.
За начальный момент окупаемости принимается старт операционной деятельности.
Моментом окупаемости будет начальная точка расчетного периода, следом за которым чистый текущий доход становится положительным, остается таковым дальше.
Точкой безубыточности бизнеса именуют пункт в расчетах окупаемости для определения денежного эквивалента общего объема (реализации) производства, где сумма первоначальных вложений становится равной величине полученной чистой прибыли.
Существует два метода расчета среднего срока окупаемости. Если бизнес рассчитан на длительную окупаемость и денежные поступления по предыдущим периодам одинаковы, то срок окупаемости вычисляется по формуле: А = Б/В.
Где Б –объем первоначальных инвестиций (вложений), А – средний срок окупаемости проекта, В – среднегодовая величина денежных поступлений от бизнеса.
Если же объем поступлений от бизнеса различный, то расчет среднего срока окупаемости осуществляется посредством нескольких этапов.
Сначала определяется количество (число) периодов, за которое суммарная величина поступлений от бизнеса станет максимально близкой к показателям первоначальных вложений, не превышая их.
Далее высчитывается непокрытый остаток – разница между вложениями и поступлениями. После чего непокрытый остаток делится на величину поступлений денег следующего периода.
Указанные методы обладают рядом недостатков. Так, например, они не учитывают влияние инфляции (попросту говоря, обесценивания денег со временем).
Поэтому многие используют метод расчета дисконтированного периода окупаемости — продолжительность времени от начального периода вложений до момента их окупаемости с учетом дисконтирования (определения нынешней стоимости денег, которые предполагается получить в будущем).
Ставка дисконтирования при этом определяется посредством процента по безрисковым вложениям, по экспертным оценкам, по заемному капиталу.
Дисконтированием затрат называют приведение будущих издержек к нынешнему времени, посредством перерасчета суммы и дисконтирующего коэффициента.
Это и будет базовый показатель определяющий стоимость денег с учетом фактора времени.
Чтобы улучшить показатель среднего срока окупаемости, необходимо минимизировать издержки, оптимизировать оставшиеся расходы, улучшить сбыт, повысить показатели товарооборота.
Иными словами, чем эффективнее, грамотнее, рациональнее вы будете вести свой бизнес, тем меньше будет его средний срок окупаемости.