У подростков наиболее заметным становится рост самосознания и сознания. Их кругозор и знания о людях, о себе и окружающем мире увеличиваются. Самосознание подростка развивается и находит своё выражение в изменениях таких видов деятельности как: труд, общения и учения.
Те мотивы, которые были присущи ранее в силу возраста, становятся неактуальны. Их места занимают новые мотивы «взрослые», они приводят к пересмотру всех целей и прошлых задач деятельности.
Попытаемся разобраться в процессе формирования деятельностных мотивов и познавательной мотивации.
Из различных мотивов подростка, важное место отведено познавательному мотиву — который несомненно является одним из наиболее ключевых и специфичных что касается подростков старшего возраста. Считается что, в дошкольном возрасте интенсивно формируются познавательные интересы в частности познавательная мотивация.
Умственная активность 5–6 летнего ребенка имеет более самостоятельный характер и позволяет самостоятельно решать всё новые и новые задачи, находить скрытые отношения и свойства в предметах, и устанавливать следственно – причинные связи. Познавательная мотивация, так же как познавательная активность не относится к следствиям возраста, и не все дошкольники имеют в себе это качество.
Развитие познавательной мотивации у подростка выражается в улучшении внимания и в повышении интереса к различным предметам и видам обучения. Из-за перезагруженности лишней информацией, у детей пропадает стремление к новым знаниям.
Это усугубляет ещё то, что во многих школах начинают обучать с 6 лет, а подготавливать детей начинают с 4,5 – 5 лет. Зачастую при таком обучении, у ребенка исчезает любопытство, пропадает инициатива, и дети привыкают лишь подчинятся мнению взрослого.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется иерархия мотивов. Но зачастую непонятно какое же место в ней отведено познавательной мотивации, насколько сильное стремления подростка к познанию и к умственной самостоятельности.
Не раскрыт такой аспект познавательной мотивации как формирования её закономерности, то есть соотношение внешних и внутренних факторов развития.
Подведем итог. Познавательная мотивация это – внутренняя деятельность или мотивация этой деятельности, не зависимая от внешних факторов. Познавательная мотивация вплотную связанна с такими понятиями как – познавательная активность, познавательная деятельность, познавательный интерес, познавательная потребность и так же мотивы учения.
Познавательная мотивация является внутренняя и самодостаточная направленность человека на познание нового, и получения удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий.
Формирование мотивации и познавательной активности школьников – один из факторов повышения учебной успешности
Ответить