Человек начинает учиться с первых мгновений после появления на свет и продолжает практически на протяжении всей жизни. В желании учиться огромную роль играет учебная мотивация. Иногда обучение происходит помимо воли, порой в безвыходных ситуациях.
Что сподвигает на труд овладения новыми знаниями и навыками, ведь порой процесс этот бывает не просто сложный, а буквально изматывающий. Ну как говорилось частенько и выбора не остается, ребенку нужно научиться дышать, чтобы жить, тонущему плавать, чтобы опять же жить.
Но вот если имеется выбор, ведь не лень же двигатель прогресса? Вот тут и открывается вопрос мотивации. Наверное, в обобщенном понимание всю мотивацию можно свести к одному простому слову «хочу». Это разумно и правильно, но не все так просто.
Современный человек отягощен знанием моральных норм и правил, требований общества, воспитанием. И практически у каждого такое простое понимание «чего же я хочу» скрыто под грудой требований к самому себе, требований окружения (или то что мы под ними понимаем), а порой и такой, абсурдной на первый взгляд, установки, как «чего я должен хотеть».
Есть такие простые психологические модели, которые помогают выявить желаемое или мотивацию к якобы желаемому. Достаточно представить, что вот конкретно за это действие, грубо говоря, сдачу экзамена на пять нам дадут ни много ни мало миллион долларов? Получится ли?
Думаю, у процентов 120 точно получится. Можно взять и более жесткую модель: если Вы этого не сделаете, Вас просто убьют? Получится? Ну тут придется отбросить часть суицидально настроенных граждан (хотя вполне возможно в случае реальности ситуации они передумают).
Ну и логично приходит на ум следующий вопрос, ведь понятно уже, что мотивация это подкрепление необходимого поведения либо положительное, либо отрицательное. Итак, что же: кнут или пряник?
Понятно, что кнут проще в эксплуатации, не требует особых навыков, а кроме того мы с детства его чувствовали на себе и нам ну очень хочется применить его на практике на ком-нибудь еще, осчастливить, так сказать. Но только можно ли сделать человека счастливым вопреки его желанию?
Думается, мировая история дала на этот вопрос четкий и ясный ответ. Все же кнут в разумных пределах бывает эффективен, но не в том упрощенном и можно сказать примитивном понимании, к какому мы привыкли.
Фактически это отрицательная реакция на те действия, которые по каким то причинам не эффективны и не приводят к оптимальному результату. То есть важно дать понять именно это, а не вдолбить в подкорку «ты плохой», «то что ты делаешь, неправильно» или вообще любимое многими родителями «все могут, а ты нет».
Как раз такие установки навсегда хоронят всяческую инициативу и делают процесс познания и обучения скучной рутиной, необходимостью. То есть все же стремление необходимо от самого обучаемого это и есть его учебная мотивация.
И тут как раз мы подходим к положительному поощрению.
Понятно, сказать молодец, садись, пять, это и есть поощрение. Бывают и другие виды, стимулы, вплоть до материальных. Все же главное на мой взгляд здесь помочь самому человеку понять, чего же он хочет, к чему стремится, не для того, чтобы соответствовать, а для получения удовольствия и радости от самого процесса, найти себя.
Вот это и будет самым ценным поощрением, которое обернется взаимопониманием и дружбой, то есть стимулом уже не для обучаемого, а для обучающего, ведь для него процесс обучения является делом его жизни, делом в котором он нашел себя.
Именно в атмосфере партнерских отношений, взаимопонимания наставника и ученика, при разумном балансе методов поощрения и стимулирования, происходит самый быстрый, легкий и приятный процесс узнавания нового и неизведанного, который сам по себе является отличной учебной мотивацией.
Ученье — свет, а неученье — …Хорошая статья.Удачи!
Ответить
Классная статья.Описано все в лучшем виде. Действительно понимаешь, что вся наша нерешительность берет свои корни с детства. И что кому то достаточно всего лишь слова «я хочу», а кому то кнут или мотивация.
Ответить
Познавательная статья спасибо.
Ответить
Мотивация в учебе необходима. Это главное в учебном процессе.
Ответить
Когда материал интересный, он является сам по себе мотиватором к учебе. Убеждалась неоднократно!
Ответить
Очень правильно про родителей и их «псевдомотивацию». К примеру, сейчас рядом сидит сын — болеет. Целый день разрисовывает и пишет буквы. Я его не заставляю. А он говорит: «Мама, ХОЧУ быть первым». На лицо учебная мотивация:)
Ответить
Да, когда обучение в радость, то и мотивация уже особо не нужна.
Ответить