• Поиск на сайте

  • Меню сайта

  • Рекомендуемый контент

  • Комментарии от:

  • Учебная мотивация, какая она?

    учебная мотивацияЧеловек начинает учиться с первых мгновений после появления на свет и продолжает практически на протяжении всей жизни. В желании учиться огромную роль играет учебная мотивация. Иногда обучение происходит помимо воли, порой в безвыходных ситуациях.

    Что сподвигает на труд овладения новыми знаниями и навыками, ведь порой процесс этот бывает не просто сложный, а буквально изматывающий. Ну как говорилось частенько и выбора не остается, ребенку нужно научиться дышать, чтобы жить, тонущему плавать, чтобы опять же жить.

    Но вот если имеется выбор, ведь не лень же двигатель прогресса? Вот тут и открывается вопрос мотивации. Наверное, в обобщенном понимание всю мотивацию можно свести к одному простому слову «хочу». Это разумно и правильно, но не все так просто.

    Современный человек отягощен знанием моральных норм и правил, требований общества, воспитанием. И практически у каждого такое простое понимание «чего же я хочу» скрыто под грудой требований к самому себе, требований окружения (или то что мы под ними понимаем), а порой и такой, абсурдной на первый взгляд, установки, как «чего я должен хотеть».

    Есть такие простые психологические модели, которые помогают выявить желаемое или мотивацию к якобы желаемому. Достаточно представить, что вот конкретно за это действие, грубо говоря, сдачу экзамена на пять нам дадут ни много ни мало миллион долларов? Получится ли?

    Думаю, у процентов 120 точно получится. Можно взять и более жесткую модель: если Вы этого не сделаете, Вас просто убьют? Получится? Ну тут придется отбросить часть суицидально настроенных граждан (хотя вполне возможно в случае реальности ситуации они передумают).

    Ну и логично приходит на ум следующий вопрос, ведь понятно уже, что мотивация это подкрепление необходимого поведения либо положительное, либо отрицательное. Итак, что же: кнут или пряник?

    Понятно, что кнут проще в эксплуатации, не требует особых навыков, а кроме того мы с детства его чувствовали на себе и нам ну очень хочется применить его на практике на ком-нибудь еще, осчастливить, так сказать. Но только можно ли сделать человека счастливым вопреки его желанию?

    Думается, мировая история дала на этот вопрос четкий и ясный ответ. Все же кнут в разумных пределах бывает эффективен, но не в том упрощенном и можно сказать примитивном понимании, к какому мы привыкли.

    Фактически это отрицательная реакция на те действия, которые по каким то причинам не эффективны и не приводят к оптимальному результату. То есть важно дать понять именно это, а не вдолбить в подкорку «ты плохой», «то что ты делаешь, неправильно» или вообще любимое многими родителями «все могут, а ты нет».

    Как раз такие установки навсегда хоронят всяческую инициативу и делают процесс познания и обучения скучной рутиной, необходимостью. То есть все же стремление необходимо от самого обучаемого это и есть его учебная мотивация.
    И тут как раз мы подходим к положительному поощрению.

    Понятно, сказать молодец, садись, пять, это и есть поощрение. Бывают и другие виды, стимулы, вплоть до материальных. Все же главное на мой взгляд здесь помочь самому человеку понять, чего же он хочет, к чему стремится, не для того, чтобы соответствовать, а для получения удовольствия и радости от самого процесса, найти себя.

    Вот это и будет самым ценным поощрением, которое обернется взаимопониманием и дружбой, то есть стимулом уже не для обучаемого, а для обучающего, ведь для него процесс обучения является делом его жизни, делом в котором он нашел себя.
    Именно в атмосфере партнерских отношений, взаимопонимания наставника и ученика, при разумном балансе методов поощрения и стимулирования, происходит самый быстрый, легкий и приятный процесс узнавания нового и неизведанного, который сам по себе является отличной учебной мотивацией.

    Эти статьи блога Вам должны быть интересны:



    7 комментариев

    1. Ученье — свет, а неученье — …Хорошая статья.Удачи!

    2. Классная статья.Описано все в лучшем виде. Действительно понимаешь, что вся наша нерешительность берет свои корни с детства. И что кому то достаточно всего лишь слова «я хочу», а кому то кнут или мотивация.

    3. Познавательная статья спасибо.

    4. Мотивация в учебе необходима. Это главное в учебном процессе.

    5. Когда материал интересный, он является сам по себе мотиватором к учебе. Убеждалась неоднократно!

    6. Очень правильно про родителей и их «псевдомотивацию». К примеру, сейчас рядом сидит сын — болеет. Целый день разрисовывает и пишет буквы. Я его не заставляю. А он говорит: «Мама, ХОЧУ быть первым». На лицо учебная мотивация:)

    7. Да, когда обучение в радость, то и мотивация уже особо не нужна.

    Комментировать